
Благоустройство территории завода Ростсельмаш в Ростове-на-Дону
Архитектурное бюро dot.bureau, специализирующееся на благоустройстве общественных пространств, создало концепцию комфортной заводской среды. Пространство крупного предприятия, выпускающего сельхозтехнику, переосмысляется, превращаясь из неухоженной закрытой территории с разношерстными архитектурными решениями в современный индустриальный мини-город, в котором комфортно и работать, и отдыхать.
Информация от архитекторов:
Основанный 100 лет назад, завод Ростсельмаш сегодня — это настоящий «город в городе», со своими улицами, площадями, скверами и даже памятниками. Ежедневно на территории предприятия площадью в 140 га находятся порядка 10 тысяч сотрудников. Для того, чтобы качественно улучшить их рабочую среду, архитекторы предложили внести ряд изменений в существующее пространство, несколько сместив фокус с «главного героя» этого места — сельхозмашины — на комфорт человека.
На стадии разработки концепции благоустройства было проведено большое социологическое и антропологическое исследование. В глубинных интервью приняли участие более 50 человек из разных департаментов: маркетологи, инженеры, сотрудники отдела кадров, рабочие. Опрос помог выявить ключевые проблемы территории, понять сложные места и специфику работы завода.

В проекте благоустройства территории было переосмыслено 10 зон: проходные и примыкающие к ним площади, точки въезда с КПП, фрагменты транзитных путей, пространство возле столовой, а также главная площадь 60-летия Ростсельмаша. Для каждой зоны был подобран визуальный язык, который отражает концепцию конкретного места, при этом соответствуя основным принципам индустриального пространства: функциональности и безопасности. Обновления были адаптированы к существующей инфраструктуре, включающей сложные транспортные узлы, производственные здания и инженерные коммуникации. Основные изменения коснулись покрытия, озеленения, освещения, оформления фасадов, а также организации удобной навигации по территории.

Площадь перед главной проходной, которая до реконструкции использовалась в качестве парковки, предполагается сделать визитной карточкой предприятия и одновременно частью городского ландшафта, с визуальной доминантой — главной проходной завода. Под ее образ будет адаптирована автобусная остановка, расположенная перед входом на Ростсельмаш. Архитекторы предложили добавить в мощение тематический узор, разместить несколько лавок в тени деревьев, организовать комфортные пешеходные пути от новой большой парковки до проходной.
Фасады остальных проходных также обновлены — материалы отделки с прежних обветшалых и эстетически устаревших заменены на новые современные.

Для максимально безопасного передвижения пешеходов по территории завода предложено на протяжении всех маршрутов добавить тротуары и «зебры». Улучшение видимости гарантирует качественное освещение — равномерно расставленные фонари двух типов: высокие опоры и небольшие ландшафтные столбики. Первые установлены вдоль путей и на основных рекреационных зонах. Вторые — служат дополнением и элементом, который обеспечивает более камерную, уютную обстановку в местах для отдыха, организованных вдоль основных транзитных путей. Это лавки с урнами под навесами, чтобы спрятаться от активного солнца. У всех лавок есть мощное монолитное основание, которое поддерживает эстетику самого завода — белые кирпичные или сборные здания из бетонных плит с красными акцентами. Навесы простой прямоугольной формы имеют в основе металлические колонны и крышу с отделкой металлическим листом. Минималистичные строгие фонари простой геометрии также призваны создавать современный образ среды.
Чтобы исправить сложившийся образ неухоженной, непривлекательной территории, архитекторы посоветовали использовать максимально разнообразное озеленение. Кустарники: Бирючина обыкновенная, Дерен белый и Спирея серая, высаженные вдоль дорог, кроме эстетической, выполняют функцию защиты от пыли и грязи. Для поддержания ландшафта служат неприхотливые многолетники: ирисы, флоксы, зибольда, хоста Форчуна, вейник, кариоптерис, кизильник. Индустриальная территория приобретает вид городского сквера благодаря большому количеству деревьев — липы, ивы, клена, ели, вяза.
В зоне основной столовой предложено добавить большой навес со столиками на улице, чтобы в обеденное время — пиковой нагрузки, когда внутри места всем не хватает, — можно было комфортно принимать пищу на улице.
Сотрудники, желающие размяться во время перерыва, могут сделать это в спортивных зонах, расположенных на пересечении основных транзитных путей.
Важной составляющей обновленной территории Ростсельмаша стала переосмысленная система навигации. Специалисты dot.bureau изучили сложную логистику движения пешеходов и автомобилей, выявили основные маршруты и создали интуитивно понятную схему, построенную на использовании навигационных элементов разных видов: стелы на проходных и въездах, карты завода и отдельных зон, стенды для пешеходов, приобъектные стенды, флажковые указатели, указатели на воротах и входных группах, буквы на фасаде и названия улиц. Этот набор помогает пользователю сформировать глобальное, локальное и точечное представление о территории завода. Используя все «подсказки», каждый человек, даже если он впервые попал на территорию предприятия, может найти путь от любого входа на завод до любого здания внутри него.