Навесы под ЛЭП

Проект под высоким напряжением: пожалуй, первый в России пример осмысления пространства под линиями электропередач.

расположение:

Москва, парк «Братеевская пойма»

опубликовано в журнале:
ПР87

проектирование:

2016-2017

реализация:
2017-2018

длина туннеля:

215 м

авторы проекта:
Практика

Григорий Гурьянов, Денис Чистов, Александрина Левандовская по приглашению проектного бюро «Strelets & Park»

Информация от архитекторов:

Братеевская пойма — место на юго-востоке Москвы, где река покидает город, пересекая МКАД.  Раньше это был огромный, местами заболоченный пустырь, исполосованный инженерными коммуникациями. Главный визуальный маркер территории — ЛЭП. Высотные решетчатые мачты маячат в поле зрения задолго до приближения, уходят каскадами к горизонту. Их здесь десятки. Высоковольтные линии пересекают территорию широкими полосами в разных направлениях. Некоторые уходят на другой берег реки. Теперь здесь появился парк «Братеевская пойма».

Братеевская пойма «до»
Братеевская пойма «до»
Рабочий макет
Рабочий макет
Рабочий макет
Рабочий макет

Расстояния — главная сложность территории. От крайних жилых многоэтажек до прибрежной зоны идти больше километра. Первое, что встречает у входа в парк — защитные навесы под высоковольтными (500кВ!) проводами. Это было требование ФСК ЕЭС — защитить дорожки от возможного обрыва и падения проводов в зоне 25 метров от проекции провода на землю. Разумеется, из непроводящего материала — но, почему-то, только для 500-киловольтных линий: видимо, падение 150-киловольтного провода уже не опасно для человека. Ответом на задачу стала пространственная деревянная конструкция-туннель с решетчатыми стенами и потолком. Попадая внутрь, движешься как будто в другом измерении времени и пространства. Туннель-телепортер длиной 215 метров переносит тебя сразу вглубь парковой территории.

Визуальный код места— сюрреалистичная красота природной территории, подвергшейся необратимому внедрению техногенной инфраструктуры. Решетчатые конструкции высоковольтных мачт живут в дизайне навесов и павильонов. В результате эта абсолютно вынужденная конструкция превратилась в любимую часть проекта. Дружелюбная, наполненная светом, удивительным образом она создает атмосферу места и его идентичность.

Павел Отдельнов. «Внутреннее Дегунино»
Павел Отдельнов. «Внутреннее Дегунино»
Кадр из 3-го сезона сериала Дэвида Линча Twin Peaks (2017)
Кадр из 3-го сезона сериала Дэвида Линча Twin Peaks (2017)
Кадр из фильма Everything Now (2017)
Кадр из фильма Everything Now (2017)
Лирическое отступление

ЛЭП завораживают, инспирируют и провоцируют художественное осмысление. Дело в сюрреалистичном сочетании огромного масштаба, иррациональности (кажется, они идут из ниоткуда в никуда, поверх ландшафта, никогда не совпадая с направлением дорог) с очевидной антропоморфностью причудливых силуэтов. ЛЭП — часть генетического кода русского ландшафта. Поле, лес вдалеке, небо, облака, домики со скатными крышами, белая церквушка, ЛЭП. Еще недавно храм на Нерли и мачты ЛЭП органично дополняли друг друга. Теперь провода убрали под землю: не потерял ли после этого иконический пейзаж частичку своей пронзительной идентичности?

читать на тему: