Центр Булгакова на Арбате в Москве

Бюро ХОРА, для которого работа с пространствами библиотек стала чем-то вроде специализации, в этом году представила еще один проект, где с книгами предполагается работать на самых разных уровнях. 5 лет назад к Музею Булгакова присоединили бывшую районную библиотеку в арбатских переулках — и общими усилиями за прошедшее время она превратилась в научно-просветительский центр — мультиформатную площадку, открытое для как для широкой аудитории читателей, так и для исследователей биографии и творчества Булгакова.

расположение:

Москва, Большой Афанасьевский переулок, д. 35/37, стр. 4

фото:
Андрей Орехов, Валерия Титова

Арбат и арбатские переулки — наряду с «нехорошей квартирой» номер 50 на Большой Садовой, 10 и мемориальной квартирой Булгакова на Большой Пироговской, 35а — еще одно знаковое для писателя место. Так что неслучайно новый Центр Булгакова находится на пересечении сразу нескольких булгаковских маршрутов.

Выставка в Центре, посвященная булгаковским местам
Выставка в Центре, посвященная булгаковским местам

Специализацию центра тоже можно считать пересечением нескольких направлений: здесь оборудован лекторий для мастер-классов и научный центр с отделом редких книг и рукописных документов, где можно изучать подлинные записки и дневники писателей и их исследователей; лингафонный кабинет и музыкальная гостиная для камерных концертов; библиотечный абонемент и читальный зал с большим выбором книг по литературоведению и искусству; уютные места для коворкинга и сборов тематических клубов по интересам; и наконец — пространства для самых разнообразных выставок, будь то карта «булгаковских мест», подборка эскизов к костюмам в спектаклях по пьесам Михаила Афанасьевича или мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой — заслуженного филолога, в центре сферы научных интересов которой был Булгаков, и — по совместительству — сестры известного историка архитектуры Селима Хан-Магомедова.

Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой. Автор инсталляции — Анна Гусева
Мемориальный кабинет Мариэтты Чудаковой. Автор инсталляции — Анна Гусева

Интересно, что в описании истории этого проекта архитекторы упоминают всадников Апокалипсиса, которых в романе «Мастер и Маргарита» очевидно символизируют Воланд и его свита. Ведь и тогда, во времена, описываемые у Булгакова, они появились в Москве неслучайно: в тот момент, когда «тьма накрыла громадный город». И чем глубже изучаешь творчество без преувеличения русского писателя, тем больше хочется заслужить, как и главные герои романа, не свет, но покой. Как минимум для изучения теперь есть все условия.

Выставка, посвященная «театральному» Булгакову в лектории
Выставка, посвященная «театральному» Булгакову в лектории

Информация от архитекторов:

Главная задача формулировалась как и всегда: сделать хорошо — вопреки всему, что против.

Наша работа строилась из двух этапов: разработка подробной концепции (в сжатые сроки) и ведение авторского надзора на протяжении СМР (включая разработку эскизов мебели и оборудования).

Процесс строительно-монтажных работ начался и совпал с деятельностью первого всадника Апокалипсиса, тогда как комплектация и финализация объекта совпала с пришествием второго всадника. Потому крайне сложно описать или структурировать многострадальную судьбу этой библиотеки.

В контексте ковидных ограничений, сокращения и/или отсутствия соответствующего бюджета, закрытия магазинов/производств и начала импортозамещения многое пришлось придумывать и решать на ходу, импровизируя.

Тем не менее, результат (пространственно и образно-материально) максимально близок к изначальной концепции.

Общий принцип пространственного устройства и функционального зонирования помещений, переход от открытого общественного к специальному с ограниченным доступом, обусловлен логистическими требованиями, геометрией существующего пространства, а также допустимыми уровнями шума в различных зонах.

Вход в библиотеку расположен на западном фасаде по оси общего читального зала. Пространство логически разделимо на два крыла: северное и южное. Вестибюль, размещенный вдоль окон западного фасада, образует между ними связь.

Центральное звено библиотеки включает вестибюль и общий читальный зал, вмещающий основной книжный фонд. Справа от входа в общий читальный зал расположена ниша, в которой в 2 ряда установлены локеры с кодовыми замками. Слева, при входе в общий читальный зал, расположена единая кафедра обслуживания.

Пространство читального зала предполагает различные типы взаимодействия с книгами и работы за компьютером (как личным, так и библиотечным): тихая совместная или уединенная работа (три места за общим столом), уединенное чтение или работа в кресле (одно место), чтение или работа в кресле у окна (две пары кресел), работа за библиотечным компьютером (два места).

Южное крыло первого этажа занимает самая шумная часть библиотеки — лекторий-актовый зал. Он рассчитан на 40 мест и предполагает использование стационарного проектора, монтируемого к потолку.

В северном крыле последовательно расположены читальная гостиная с двумя группами мягкой мебели, кафе на 8 посадочных мест с возможностью использования террасы в теплое время года и музыкальный отдел, состоящий из зоны прослушивания аудиозаписей и музыкальной гостиной с пианино (для музыкальных вечеров). Рядом размещена аудитория для проведения занятий и других встреч.

В отдаленной северной части библиотеки находится научный отдел с ограниченным доступом. Он состоит из комнаты заведующего отделом, помещения для хранения редких и особо ценных книг и пространства для работы с архивными материалами, наряду с местом хранения архивных материалов.

читать на тему: