Центр цифровой трансформации «Цифергауз» в Санкт-Петербурге
Создавая крупнейшее в Санкт-Петербурге цифровое пространство — современное, гибкое, отражающее дух компании-заказчика и развитие технологий «умной» энергетики будущего — архитекторы VOX architects визуализировали, кажется, сам процесс трансформации аналогового «вчера» в цифровое «завтра», где морская азбука превращается в инновационный способ коммуникации, а кирпичные стены XIX века с вживленной внутрь «энергетической пружиной» — порталами для путешествия во времени и пространстве.
Санкт-Петербург, наб. Адмиралтейского канала, 2И, корпус 12-12а
реализация:
2020
фото:
Даниил Анненков
10 000 м2
строительство, инженерное проектирование, управление проектом:ООО «Комплекс Парадная»
графический дизайн, брендинг, нейминг, навигация:
Faro (Андрей Шелютто)
выставочное пространство:
ООО «Инверсия»
VOX architects
Борис Воскобойников, Мария Ахременкова, Екатерина Чернышова, Юлия Носкова, Карина Пономарь, Артем Выборнов, Ника Арутюнов, Нонна Ованесян, Ольга Ивлева-Нейтер, Михаил Севан, Светлана Гунина, Евгений Незамайкин, Максим Фролов, Павел Суршков, Андрей Косков, Алина Епифанова, Екатерина Епифанова и другие
«Газпром нефть» — вертикально-интегрированная нефтяная компания, которая входит в топ-10 мировых публичных компаний по доказанным запасам жидких углеводородов и в тройку крупнейших представителей отрасли в России по объему добычи и переработки нефти. Специализируется на высокотехнологичной добыче нефти и газа, а также производстве и реализации эффективных экологичных нефтепродуктов.
«Цифергауз» — технологическое пространство для команд разработчиков в области промышленной цифровой трансформации. Здесь собирают роботов, программируют беспилотники, печатают оборудование и детали на 3D-принтерах, обучают нейросети, создают промышленные гаджеты и датчики телеметрии, развивают сервисы на основе блокчейн и беспроводных сетей. Все эти технологии применяются в «Газпром нефти» для цифровой геологоразведки, автоматизации заводов, удаленного управления бурением, роботизации логистики и даже в оснащении собственных ледоколов компании.
В основе драматургии интерьера — преемственность прошлого и будущего. В исторический архитектурный контекст здания, построенного в середине XIX века, удалось органично вписать современный и функциональный интерьер технологического центра будущего. Пространство «Цифергауза» («дом цифры»), запрограммированное на слияние с цифровой реальностью и открытость авангардным идеям, появляется там, где почти 200 лет назад история сделала новый виток и началась становление великого российского флота. При Петре I это здание служило складом для вертикального хранения корабельного леса, привезенного для нужд Адмиралтейских верфей.
Ключевая идея проекта — расширение и генерация свободного пространства, добавление визуальной легкости. Новый образ возникает из стремления выйти за слишком осязаемые кирпичные границы здания, застывшего во времени, и наполнить анфилады монотонных темных помещений свежим воздухом и созидательной энергией.
Введение в существующую архитектурную ситуацию новых структур и элементов породило напряженный конфликт материалов: двухслойные стеклянные «порталы» визуально раздвигают слишком «близкие» кирпичные стены и уравновешивают доминирующий теплый оранжево-красный кирпич холодными оттенками голубого. Переливающиеся синим прозрачные «порталы», интерактивные медиаэкраны, многослойные потолки, за которыми таятся скрытые вентиляционные системы, биодинамические освещение — все это позволяет растворить ощущение доминирования кирпичной кладки, тесноту и темноту помещений, не предполагавших длительного пребывания человека.
Сопряжение контрастных поверхностей, фактур и материалов дает ощущение сжатой «энергетической пружины», которая разворачиваясь, задает пространству импульс движения и трансформации. Стеклянные поверхности с их постоянными переотражениями и вибрацией зеленовато-голубых теней становятся порталами, открытыми в другое, новое измерение.
Роль «порталов» выполняют и морские фрески Андрея Шелютто, расположенные в нишах в местах переходов с этажа на этаж, около лестниц и лифтов — там, где поток движения по локациям Центра цифровой трансформации меняет свое течение. Фрески соответствуют девяти буквам слова «Цифергауз» и концептуально поддерживают само название, которое находит морфологические и исторические связи с пакгаузом на стрелке Васильевского острова, где ранее размещался Морской музей с моделями кораблей из коллекции Петра I, и с цейхгаузом — военно-морским складом, в которое корпус будущего «Цифергауза» был переоборудован в XIX веке. Серия фресок визуализирует флаговую азбуку — в сюжете каждой картины, которые отсылают то к Джорджо де Кирико и Александру Дейнеке, то к Андре Дерену и Каспару Давиду Фридриху, «спрятан» флаг, обозначающий ту или иную букву. Морская языковая система и сам образ моря становятся прообразом коммуникаций нового цифрового пространства. Архаическая природа знаков проявляется и в пиктограммах навигационной системы по «Цифергаузу», также предложенной Шелютто: ироничные графические значки, предельно лаконичны, как наскальные рисунки.
«Цифергауз», как большой contemporary art проект, вовлекает зрителя в процесс его непрекращающейся расшифровки, позволяя каждый раз получать новый визуальный и пространственный опыт. Образ места постоянно движется, меняется, обновляется, расширяется, подобно морскому простору. Пространство переживается как непрестанное путешествие и познавательный квест, связанный с историей места и его морфологией.
Работа над данным проектом была необычной и очень интересной даже с точки зрения поставщика мебели. Выбирались самые передовые и технологичные решения, ранее никогда не реализованные в Санкт-Петербурге. Так, пустующие ниши придумали использовать для размещения Brody от Steelcase — неформальных рабочих мест, конструктивно отделенных от остального офиса для комфортной фокусной работы. Крайне удачно была вписана в проект и система Media:scape от Steelcase, позволяющая удобно и быстро взаимодействовать с гаджетами и электронными документами, а также проводить видеоконференции (дистрибьютор продукции — компания Office Solutions).
«Цифергауз» аккумулирует и развивает тему развертывания пространства во времени — кочующего сюжета проектов VOX Architects. Переотражения стеклянных поверхностей и прошивающая кирпичные стены зеленая световая нить — отзвук прозрачной геометрии перегородок и голубого сияния, которое брезжит из-за линии воображаемого степного горизонта, в проекте «Horizon» для зала priority pass ростовского аэропорта «Платов»; наполненная светом и натянутыми сквозь этажи алюминиевыми цепями лестница, наследует другому порталу — винтовой лестнице в вертикальном столбе света, который организует интерьер vip-зала саратовского аэропорта «Гагарин»… Идея перемещения в пространстве в случае «Цифергауза» трансформируется в образ «машины времени», с помощью которой можно перенестись из XVIII века XXI-й и увидеть новую жизнь исторического здания.
Связь эпох олицетворяют рассредоточенные по этажам инсталляции в виде зеленых островков с тремя стволами сосен. Корабельные мачты «прорастают» из прошлого сквозь здание, выражая своей устремленностью ввысь дух места и направленность проекта в будущее. Это не только дыхание природы, которое наполняет свежестью историческое здание петровской эпохи, — это тот самый лес, что становится кораблем и отправляется в море — исследований и открытий. «Цифергауз» наполняется присутствием будущего — оно еще не случилось, но уже обещано.