Центр инноваций и промышленного дизайна НИТУ МИСиС

Главный вызов, стоявший перед архитекторами, заключался в трансформации ничтожного с архитектурной точки зрения здания бывшей столовой в знаковый объект, ассоциирующийся с инновациями и дизайном.

расположение:

Москва, Ленинский проспект, 2/4, НИТУ МИСиС

фото:
NOOR Architects

опубликовано в:
ПР90

проектирование:

2013–2016

реализация:
2016–2017

площадь участка:

3,278 га

площадь застройки:
1622 м2

общая площадь здания:
6835 м2

площадь благоустраиваемой территории:
10480 м2

количество этажей:
6 (включая техподполье)

авторы проекта:
NOOR Architects

авторский коллектив:
Михаил Беляков, Сергей Покровский, Анна Мишуринская

В результате здание, построенное в 1970-х годах, получило новую оболочку и интерьеры, в которых воплотилась идея просвещения: свет несет знание и инспирирует вектор творческого движения; знания же аккумулируют энергию света и трансформируют ее в творческие продукты через воображение — процесс, творящий свет изнутри.
Компактный объем, примыкающий вплотную к зданию Института стали и сплавов, делится по горизонтали на две части: нижняя двухэтажная имеет светлую отделку фасадов треугольной плиткой, а мощный второй ярус решен в темно-сером цвете.
Единственный открытый в город фасад, обращенный в сторону Парка культуры им. Горького, получил пластическую обработку: он акцентирован глубокой лоджией с мощными круглыми плафонами.
Со стороны площади, соединяющей центр с главным зданием института, оборудован Г-образный портик с отверстием сверху. Согласно авторскому замыслу, фасад, выходящий на внутреннюю пьяццу, должен быть декорирован элементами, символизирующими алхимическую трансмутацию грубой приземленной материи в жаркую лаву первовещества. Однако эта часть проекта не была воплощена, так же как и благоустройство самой площади.

Стефано Боэри: «Поразил меня с первого взгляда своей точностью перевода языка прошлого на язык современности. Ревитализированное модернистское наследие ожило и задышало, приспособленное под новые функции и потребности. Мощный посыл советской архитектуры транслируется новым языком: вместо дословного перевода — лингвистические аллюзии, работа с контекстом средствами синтаксиса».

Использование грубых форм и открытых конструкций созвучно материальности и идеологии Института стали и сплавов.
Идея просвещения переводится в архитектурную форму буквально: свет как источник энергии насыщает монолит реконструируемого объема жизнью и движением, и в нем «закипает» творческий образовательный процесс. Световые колодцы освещают антресоли 1-го этажа — места для преподавателей и дизайнеров. На первом этаже — пространстве для студентов и инженеров, воплощающих идеи в реальность, — круглые светильники являются как бы продолжением этих световых шахт.

Владимир Плоткин: «Очень понравился проект — к сожалению, я его раньше не видел. По-настоящему инновационный, в очень бодром дизайне. Хорошо проработаны интерьеры, которые полностью коррелируют с экстерьером, внешним образом и внешним решением, фасадами здания. Есть определенные недочеты, можно сделать скидку на бюджет и прочее мастерство наших строителей. Но в целом очень хорошо. Я был сильно удивлен, что работали совсем молодые ребята, о которых я ничего не знаю. Теперь буду за ними следить».

Открытая планировка и связанность пространств подчеркнута контрастным решением перетекающих линий карнизов и перил, устройством окон между помещениями, прозрачными перегородками. Плавные тонкие линии компенсируют нарочитую брутальность бетонных стен и потолков.

читать на тему: