Центр современного искусства МАРС в Абрау-Дюрсо
Вспоминаем проект превращения пространства бывшего завода шампанских вин Абрау-Дюрсо в центр мультимедийного искусства, осуществленный бюро Nowadays в 2016 году. Видя красоту в материальных наслоениях и следах прошлой жизни здания, архитекторы оставляют все как есть и добавляют от себя новый слой без ущерба для исторического интерьера. Посетитель проходит сквозь череду светлых и темных залов, где мультимедийные инсталляции находятся внутри архитектурных.
Краснодарский край,
с. Абрау-Дюрсо
фото:
Павел Сельдемиров
1000 м2
2016
Nowadays office
Анна Копеина, Наталья Масталерж, Илона Повиленайте, Ната Татунашвили, Никита Баринов
Центр МАРС — первый центр современного искусства, появившийся в Москве в 1988 году — теперь специализируется на высокотехнологичных мультимедийных инсталляциях, «затрагивающих все человеческие чувства». В 2016 году МАРС открыл новый центр в Абрау-Дюрсо, в сложенном из природного камня бывшем здании винного завода, где в 1898 году была произведена первая партия российских шампанских вин.
На первом этаже располагается музей шампанского, второй этаж после прекращения производства никак не использовался в течение многих лет. Кроме оригинальной планировки, открытой каменной кладки, кирпичных фризов, балок и колонн, там сохранились следы производственной эксплуатации в советское время: промышленные лампы, щитки, остатки коммуникаций. Проект превращения пространства завода в центр мультимедийного искусства основан на интересе к прошлому здания, и подразумевает не зачистку наслоений прошлого и перестраивание, а добавление нового слоя без ущерба для предыдущих.
Для демонстрации мультимедийных инсталляций обычно нужно свето- и звукоизолированное помещение — глухая черная комната, но пребывание в музее, состоящем исключительно из черных комнат, оказывается утомительным и размывает опыт восприятия искусства. Выставка решена как чередование темных и светлых помещений. Пространство центра разбито на комнаты разного размера — это оригинальная планировка бывших цехов, в них установлены боксы для инсталляций.
Основной принцип проектирования экспозиции — максимальное невмешательство в интерьер здания. Все интервенции осуществлены в форме архитектурных инсталляций, и первая из них находится в зоне рецепции. Металлические стены вставлены в объем комнаты под углом и направляют движение посетителей. Отогнутые от стальных листов лопасти подсвечены изнутри, часть из них функциональны и служат локерами и гардеробом. Бетонная стойка рецепции вырастает из бетонного же пола. На всей площади центра пол из наливного бетона не касается стен — держит дистанцию в 25 см, засыпанные галькой. Это не только символическое («не касаться существующего, держать дистанцию, оторвать стены от пола»), но и функциональное решение: туда спрятана подсветка.
Основные материалы проекта — сталь и бетон. В некоторых местах экспозиции специальная обработка металла («радужная» сталь) смягчает жесткость промышленного материала и отчасти сообщает ему фактуру и тепло натурального
За рецепцией следует инфозона, отражающая характер инсталляций: за счет темного пространства, современной навигации, видеопрооекции и сложенного из светодиодных трубок названия выставки происходит первое погружение в экспозицию. В главном светлом зале площадью 240 м² установлены несколько боксов с мультимедийными инсталляциями внутри. Кроме искусственного освещения, в нем есть несколько небольших окон, которые пропускают естественный свет. Боксы обшиты стальными листами с радужной патиной, входы в них занавешены плотными черными шторами.
Вытянутые по форме залы 4 и 5, расположенные в правом крыле, представляют собой единую пространственную композицию. Четвертый зал служит усыпанным галькой коридором, по которому посетитель совершает путь к вставленной в черный раструб из гипсокартона инсталляции Day Dream.
Последний зал номер 8, находящийся справа от главной инсталляции, — это длинная темная комната. Пройдя ее насквозь, посетитель обнаруживает себя в светлом пространстве с окнами, расположенными так, что в течение всего светового дня на противоположную стену падают лучи солнечного света. Это поэтическое пространство — зал виртуальной реальности. Надев находящиеся там шлемы VR, посетитель «телепортируется» в московский центр МАРС.