Цикл выставочных проектов «В штабах Победы. 1941-1945» в «Новом Манеже»

Историко-документальная выставка «В штабах Победы. 1941-1945 гг.» — масштабный проект, раскрывающий наименее заметную сторону войны: кто стоит за судьбоносными для страны решениями, где и как вершилась история? Растянувшись на 4 года и излагая свой рассказ постепенно, период за периодом, выставка стала еще и полем архитектурного эксперимента: как эффективно работать с таким экспонатом, как документ? Как по-разному одно и то же пространство может реагировать на заданную тему? А как могут это делать сами архитекторы?

расположение:

Москва, Георгиевский переулок, 3/3, выставочный зал «Новый манеж»

организаторы:
Департамент культуры города Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж», Федеральное архивное агентство Российского государственного архива социально-политической истории

проектирование и реализация:

2015-2019

фото:
Павел Сельдемиров (1941), Илья Иванов (1942, 1943, 1944-1945)

общая площадь экспозиции:

1500 м2

экспонаты:
более 400 музейных предметов, более 1000 архивных документов, мультимедийные инсталляции, кинохроника, фотоархив «Штаб памяти», пополняющийся в режиме реального времени

авторы проекта:
DD:A|D

Петр Толпин, Анна Кайдановская, Екатерина Юрченко

графический дизайн:
Александр Кулиев, Светлана Дударчик, Николай Гращенко

куратор:
Андрей Сорокин

Выставка «В штабах Победы» — рассказ о жизни и обороне СССР в условиях военного времени через призму деятельности высших органов власти. Это реконструкция не полей сражений, а интерьеров кабинетов руководителей страны, где шли не менее важные битвы за верные стратегические решения. На выставке были собраны архивные документы, произведения искусства и подлинные предметы ушедшей эпохи, передающие атмосферу штабов Верховного главнокомандующего и партизанского движения, создающие объективные портреты людей, на чьи плечи легла ответственность за судьбу огромной страны.

Важным элементом выставочного проекта стал интерактивный модуль с фотографиями участников Великой Отечественной войны — «Штаб памяти». Организаторы выставки приглашали посетителей принести фотографии своих родственников-фронтовиков и разместить их на стене памяти.

Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. Аксонометрия
Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. Аксонометрия
Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. План
Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. План
Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. Символом самого первого и самого «черного» года войны был выбран траурный черный цвет
Первая выставка серии «В штабах Победы. 1941-й», 2016. Символом самого первого и самого «черного» года войны был выбран траурный черный цвет

Проект был инициирован по случаю 70-летия Победы в ВОВ Российским государственным архивом социально-политической истории и Объединением «Манеж» как серия ежегодных выставок, каждая из которых рассказывала бы про один период войны. Заключительная, пятая выставка, должна была состояться в прошлом году, но хотя ее отменили, выставка 2019-го года охватила и 1944-й, и 1945-й год, так что в итоге проект, как и задумывалось, поведал обо всех военных периодах.

Аксонометрии трех выставок 2016-2018 года в одной гифке

Основным экспонатом выступали документы — таким образом, нарратив выставки каждый раз выстраивался из документально подтвержденных фактов и событий, который зрителю предстояло изучить, проанализировать и прийти к определенным выводам. Поэтому, с одной стороны, цитаты, карты и предметный ряд были дополнительным, а не основным носителем информации, лишь помогающим погрузиться в атмосферу эпохи и «затянуть» зрителя во взаимодействие с архивом. С другой стороны, средства графического дизайна и «необязательные» экспонаты создавали выставке ту многослойность, которая естественным образом помогала разделить знакомство с ней на несколько посещений, первое из которых могло составить всего 10-15 минут.

Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. Аксонометрия
Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. Аксонометрия
Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. План
Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. План
Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. Эксперимент на тему того, как добиваться различных визуальных эффектов в рамках одной (красной) цветовой палитры
Вторая выставка серии «В штабах Победы. 1942-й», 2017. Эксперимент на тему того, как добиваться различных визуальных эффектов в рамках одной (красной) цветовой палитры

Точно так же — постепенно и последовательно — погружались в непростую тему сами архитекторы: с каждым годом приемы становились все более изощренными и нетривиальными, а работа с экспонатами — осознанной, концентрированной и профессиональной. И если в экспозициях о 1941-м и 1942-м был явный акцент на цветовое решение («черный» трагический первый военный год и кроваво-красный второй), то уже в третьей итерации «штабов» отчетливо видно смещение фокуса со стен на экспонаты; работа авторов прежде всего с контентом, а не с условными окружающими стенами. Что не замедлило существенно сказаться и на самом пространстве — его общем виде и логике организации.

Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. Аксонометрия
Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. Аксонометрия
Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. Если в экспозиции о 1942 годе на красный фон слова наносили красным другого оттенка, то здесь многочисленные цитаты сделаны так, будто на стены наложили трафареты с заранее вырезанными нужными фразами; изначально невидимые буквы словно «подсвечиваются» серым маркером.
Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. Если в экспозиции о 1942 годе на красный фон слова наносили красным другого оттенка, то здесь многочисленные цитаты сделаны так, будто на стены наложили трафареты с заранее вырезанными нужными фразами; изначально невидимые буквы словно «подсвечиваются» серым маркером.
Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. План
Третья выставка серии «В штабах Победы. 1943-й», 2018. План

Так, на последней, четвертой выставке перегородки возводились исключительно под конкретные экспонаты, при этом большинство оставались неокрашенными деревянными или подчеркивались аутентичными тканями: палаточным армейским брезентом в «полевой» части экспозиции, связанной с перемещениями войск, и флажным шелком и знаменным бархатом в празднично-парадной части о победном 1945-м.

Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. Общая аксонометрия
Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. Общая аксонометрия
Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. План
Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. План
Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. Финальной частью экспозиции стал тематический блок, посвященный параду на Красной площади 24 июня 1945 года
Четвертая выставка серии «В штабах Победы. 1944-1945», 2019. Финальной частью экспозиции стал тематический блок, посвященный параду на Красной площади 24 июня 1945 года

«История проживания архитектора и куратора одной и той же темы в течение многих лет оказалась для нас настоящим образовательным процессом, — признается Петр Толпин, архитектор выставки. — Если вначале это был скорее визионерский проект, то в конце мы относились к нему совершенно иначе, став в рамках темы глубоко вовлеченными и увлеченными профессионалами». 

В работе над проектом соединили свои усилия более 30 институций. В 2015 году проект получил Первую премию Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский».

читать на тему: