Бизнес-центр «Депо №1» в Санкт-Петербурге

расположение:

Санкт-Петербург, Митрофаньевское ш., 2, корп. 9, лит. В

фото:
Сергей Мельников,
Артем Никифоров

проектирование:

2013-2015

реализация:
2016-2019

общая площадь:

8200 м2

авторы проекта:
Артем Никифоров

Михаил Воинов, Анастасия Лысенко, Ксения Татаринова, Никита Базжин (руководитель проекта), Татьяна Панькова (ГАП)

 

Основой бизнес-центра стали две полуразрушенные двухэтажные постройки Варшавского железнодорожного вокзала 1838 года, в районе Обводного канала, «Сером поясе» Санкт-Петербурга. Не обладающие охранным статусом и находившиеся в очень плохом состоянии, они имели все шансы пойти под снос, тем не менее, здания решено было оставить. Правда, с одним условием: имея опыт реставрации фасадов расположенного рядом исторического Кругового депо, заказчица предпочла на этот раз сделать качественную облицовку новым кирпичом, а не восстанавливать старую кладку.

Два старых здания, стоящих параллельно друг другу, надстроили двумя этажами, а между ними встроили новый объем с атриумом, концертным и конференц залами, соединив все части в один четырехэтажный современный бизнес-центр. 

Старые постройки обозначены узорчатыми чугунными панелями, обрамляющими арочные окна первого и второго этажей и вторящими историческом формату арочных окон
Старые постройки обозначены узорчатыми чугунными панелями, обрамляющими арочные окна первого и второго этажей и вторящими историческом формату арочных окон

Исторические корпуса остались больше в виде памяти, силуэтов — строго говоря, их нигде не видно, но именно они задают характерный ритм арочных окон на фасаде и внутри атриума: большие арки первого этажа и маленькие сдвоенные арочные окна второго. Для этого старые корпуса пришлось расчистить, убрать поздние объемы, разобрать заложенные окна и сбитые проемы, а потом «спрятать» их за новой облицовкой из бельгийского кирпича ручной формовки. Два новых надстроенных этажа не заигрывают с прошлым, а сделаны нарочито лаконично и современно, с простым прямоугольным остеклением, впрочем, в том же «краснокирпичном стиле», который как нельзя лучше идет этому району с промышленным прошлым.

Задний фасад части здания с концертным залом оформлен черным панно из металлических трубок, они, с одной стороны, акцентируют центральную часть здания, а с другой – скрывают системы вентиляции
Задний фасад части здания с концертным залом оформлен черным панно из металлических трубок, они, с одной стороны, акцентируют центральную часть здания, а с другой – скрывают системы вентиляции

Первоначальная структура первых двух этажей акцентирована обрамляющими окна литыми чугунными панелями, украшенными прихотливыми и изящными орнаментами в духе Луиса Салливана. Орнаменты Артем Никифоров рисовал сам, затем делал 3D-модели на компьютере, по которым скульптор уже вручную создал формы, а потом это все отлили на заводе. 

Оформление стен выглядит сложным, фактурным и многослойным: оно строится сочетании кирпича двух оттенков и обрамлений окон из литого чугуна
Оформление стен выглядит сложным, фактурным и многослойным: оно строится сочетании кирпича двух оттенков и обрамлений окон из литого чугуна
Орнамент на чугунных панелях выполнен в стилистике идеолога Чикагской школы архитектуры Луиса Салливана: тонкий, прихотливый, с явными отголосками модерна
Орнамент на чугунных панелях выполнен в стилистике идеолога Чикагской школы архитектуры Луиса Салливана: тонкий, прихотливый, с явными отголосками модерна
Облицовочный кирпич привезли из Бельгии
Облицовочный кирпич привезли из Бельгии

На первом этаже новой части БЦ, напротив входа, расположен зал-трансформер с передвижными перегородками, который может быть как единым конференц-пространством, так и делиться на отдельные помещения. Над ним — большой концертный зал, который годится не только для конференций и team-bilding'а, но и для полноценных концертов, что задает всему пространству БЦ особый арт-формат. 

Новая часть сделана лаконичной, но эффектно. Сперва заказчица хотела соединить два корпуса полупрозрачным застекленным объемом, но Артем сделал с точностью до наоборот: стена стала тяжелой и практически глухой, а застекленным оказался потолок атриума. «Эту стену я неслучайно сделал как кулису, занавес — мне хотелось создать эффект сюрприза: человек заходит небольшой в проем нарочито массивной стены и оказывается в большом четырехсветном белоснежном атриуме», — говорит Артем.

Стена-кулиса задумана для драматического эффекта: за ее массой не ожидаешь увидеть воздушное, наполненное светом пространство атриума.
Стена-кулиса задумана для драматического эффекта: за ее массой не ожидаешь увидеть воздушное, наполненное светом пространство атриума.
В центральной части, за которой скрывается атриум, кирпич фасада уложен под 45 градусов, что придает ему особую фактуру.
В центральной части, за которой скрывается атриум, кирпич фасада уложен под 45 градусов, что придает ему особую фактуру.

Высокий атриум действительно производит впечатление: за узкими арками проступают фрагменты кирпичных фасадов в новой облицовке, но с характерным ритмом исторических окон. Сам атриум залит светом и выглядит лаконично и графично: белые пространства, лестницы, арки и ряды черных перил. Скоро под лестницами должны появиться деревья-крупномеры, под них уже сделаны приямки с дренажем и поливом. И тогда пространство, в котором старое замечательно задало тон новому, окончательно оживет. 

читать на тему: