Детская республиканская библиотека в Ташкенте

Детская библиотека в Ташкенте, реконструированная по проекту бюро ludi_architects, — пример того, как архитектура работает не только с пространством, но и со смыслами. Сохранив образовательную функцию, библиотека стала городской гостиной, точкой притяжения и объединения для молодого поколения.

расположение:

Ташкент,
 улица Яхъё Гулямова, 47

фото:
Глеб Леонов, Денис Комаров

проектирование:

2020-2023

реализация:
2023

площадь здания:

1426 м2

площадь прилегающей территории:
2300 м

авторы проекта:

ludi_architects /
Любовь Леонтьева, Вадим Убейкин, Анастасия Мягкова, Эльвина Ахметсагирова, Александра Толопило

Алина Токарева, Нехмат Самедов, Анастасия Гнеденкова, Алина Шафорост

Команда Фонда развития культуры и искусства / Гаянэ Умерова, Саидазиз Ишанходжаев, Иван Сорокин, София Юкина

команда Mesa

описание от авторов проекта:

История здания

Библиотека расположена в одноэтажном особняке на улице Яхъё Гулямова — важном объекте культурного наследия Узбекистана. За сто лет существования его функции менялись: от здания Общественного собрания (сословный клуб ташкентской буржуазии и интеллигенции) до места съезда рабочих и крестьянских депутатов. С 1968 года здесь действует детская библиотека, взрастившая несколько поколений жителей Ташкента.

Последние десятилетия пространство библиотеки остро нуждалось в реконструкции, требуя идеологического обновления. Проект бюро ludi_architects, созданный совместно с Фондом развития культуры и искусства Узбекистана, был направлен на перезапуск библиотеки в новом качестве — современного культурного центра, максимально открытого и живого, наполненного востребованными у нового поколения функциями, интуитивно понятного как детям, так и родителям.

Библиотека после реконструкции
Почти двадцать лет петербургское бюро ludi_architects наряду с архитектурным проектированием занимается исследованиями в области организации пространства и разработкой программ для территорий и культурных объектов. Проекты бюро основаны на тщательном изучении контекста, истории места, сохранении идентичности, бережной работе с наследием и одновременно смелом перепрограммировании пространств для современного образа жизни и новых запросов. Один из самых ярких примеров реализации комплексного подхода — остров «Новая Голландия» в Петербурге.

В проекте реконструкции библиотеки в Ташкенте также использован комплексный подход: команда бюро занималась реновацией здания, его интерьерами и благоустройством прилегающей территории. При работе с объектом культурного наследия было важно учесть множественные ограничения и рамки, заданные историческим зданием. Архитекторы «вплетали» функции и сценарии использования библиотеки в уже сложившийся объект, грамотно балансируя между «классическим» и современным. 

план прилегающей территории
план прилегающей территории

Обновленный культурный центр создан по принципам инклюзивности и с заботой обо всех группах населения. Помимо безбарьерной среды здесь проработана тактильная навигация и созданы уютные кабинки для прослушивания аудиокниг. В здании предусмотрена инфраструктура для матери с ребенком: в Узбекистане традиционно большие семьи, и вместе с читающим школьником здесь часто оказывается мама с детьми помладше. Еще одной важной необходимостью стало появление мини-кухни, позволяющей сделать паузу на перекус, чтобы с новыми силами вернуться к занятиям.

план 1 этажа библиотеки
план 1 этажа библиотеки

Как изменилась библиотека?
Особенностью обновленной библиотеки стали открытость и гибкость сценариев ее использования. На смену изолированным книжным залам пришли светлые, проницаемые, связанные друг с другом пространства. Закрытые хранилища преимущественно сменила свободная выкладка книг на стеллажах. Большой зал с исторической лепниной стал многофункциональным: теперь здесь можно читать лекции, проводить кинопоказы и мастер-классы. На первом этаже библиотеки расположились рабочие зоны, зал для собраний, камерные тихие коворкинги и музыкальный класс.

Архитекторы предусмотрели зонирование для детей
разного возраста. Для малышей сделали невысокие стеллажи c особой подборкой книг, оставляя возможность поиграть на полу. В залы для подростков добавили комфортные места для чтения: пуфы и диванчики, «гнезда» для тех, кто предпочитает уединение, и удобные стулья со столиками для учебы и работы.

Дополнительными местами для чтения и работы за компьютером стали антресоли, которые удалось вписать в пространство благодаря высоте потолков. Они появились как решение расширить функциональную площадь библиотеки в ее заданных исторических контурах.

В цокольном этаже расположилась современная студия звукозаписи, где записывают подкасты и аудиокниги, небольшая типография, где библиотека печатает собственные книги, и книжное хранилище. Для каждого помещения в разное время доступно разнообразие сценариев.

план цокольного этажа
план цокольного этажа

Помимо функциональности важной частью проекта стало визуальное восприятие пространства библиотеки и эстетическая составляющая. Интерьер деликатно сочетает в себе новое и историческое: тщательно восстановленную лепнину и ордер дополняет современная дизайнерская мебель — большая часть создана по эскизам бюро на заказ. Новая отделка, выполненная преимущественно в светлом дереве, отсылает к образу классической библиотеки с настольными лампами, растениями, деревянными стеллажами для книг.

Минималистичные дизайн-решения не спорят с историческими материалами и гармонично дополняют существующий интерьер. В ходе интерьерных работ были обнаружены исторические артефакты, изменившие проектные решения. Так в стенах открыли замурованные колонны XIX века — теперь они обрамляют вход в одно из помещений. В главном зале слои краски скрывали роспись с морским пейзажем советского периода, которую расчистили, отреставрировали и сохранили как еще один пласт истории здания.

Благоустройство
Комплексный подход к проекту подразумевал работу с благоустройством прилегающей территории. Таким образом, функции библиотеки продолжились снаружи. При разработке архитектурных решений учитывались национальные и климатические особенности Узбекистана.

Перед входом в библиотеку разбит городской сквер «зеленая гостиная» с сохраненными многолетними соснами и естественным озеленением. Второй участок — внутренний дворик, куда можно попасть непосредственно из здания библиотеки. Большую часть камерного пространства двора занимает открытая пергола, где читают и отдыхают под навесом в хорошую погоду. Здесь же можно укрыться в тени от палящего ташкентского солнца. Во дворе есть небольшая сцена с амфитеатром, который органично вписывается в существующий рельеф: там проводят спектакли, лекции и другие образовательно активности.

Реновация Детской библиотеки и благоустройство окружающей территории запустили ряд эффектов. С момента реновации посещаемость библиотеки возросла в несколько сотен раз — это место стало мощной точкой притяжения для горожан всех возрастов, в частности для молодежи. Формат открытого культурного центра нашел отклик у посетителей: в библиотеке регулярно проводятся образовательные и развлекательные мероприятия. 

В масштабе города обновленная библиотека активизировала участок улицы, изменив функциональное и стилистическое восприятие места. Реализованный проект выявил потребность в новых запросах на развитие общественных пространств в Ташкенте и задал вектор развития для культурных объектов всей страны.

читать на тему: