Детский сад в квартале Видное в Подмосковье
Типичное здание современного детского сада в России часто выглядит как разноцветная коробка. Проект голландского бюро LEVS architecten и Брусники разрушает этот стереотип: вместо традиционно яркой коробки архитекторы спроектировали кирпичное здание с активной пластикой фасадов и большими окнами для «Первого квартала» в подмосковном городе Видное.
Московская область, Ленинский городской округ, деревня Сапроново, улица Калиновая
фото: Даниил Анненков
2019–2022
реализация: 2022–2023
10,25 га
общая площадь здания: 4,9 тыс. м2
количество мест в детском саду: 280
количество групп: 12
мастер-план и архитектура: LEVS architecten
планировочное решение: Брусника. Проектирование
интерьеры: Брусника. Проектирование, CM ART
ландшафт: S&P Architektura Krajobrazu
проектная и рабочая документация : СП КУБ
Архитектура
Трёхэтажный детский сад предназначен для 280 детей от полутора до семи лет. Здание окружает парк с разнообразным ландшафтом и игровыми площадками для детей разного возраста. Архитектура и интерьеры этого детского сада не похожи на другие подобные учреждения, даже в подборе материалов и цветов. Здесь нет лишней декоративности, а в отделке преобладают натуральные оттенки.
Форма здания образована разными функциональными блоками — помещениями для 12 групп, кабинетами для индивидуальных занятий, спортивным и музыкальным залами, опенспейсом для педагогов и медицинским блоком. Корпус выдвинут в парк, а на фасаде расположены разноформатные окна до 2,6 метров высотой. Разница в высоте проёмов связана с разным назначением помещений: в танцевальном зале нужно больше света, чем в помещении для сна. Уличный фасад — более спокойный: это северная сторона здания, поэтому сюда выходят подсобные и технические помещения. На северном фасаде находится и вход в здание: с двух сторон от него располагаются симметрично выдвинутые объёмы, которые акцентируют внимание на двери — она как будто приглашает зайти внутрь.
Фасад детского сада облицован кирпичом: белым на первом этаже, терракотовым — на втором и третьем. Рядом с окнами и входом используется рельефная кирпичная кладка — этот приём помогает сделать поверхность кирпичного фасада более динамичной и подчеркнуть проёмы. Здание не имеет порогов и ступеней — уровень пола находится на одном уровне с землёй, поэтому зайти в детский сад удобно и с коляской.
Интерьер
Интерьер детского сада выполнен в натуральных оттенках: молочно-белый, охровый, терракотовый. В качестве отделочных материалов используются кирпич и дерево. Цветовые акценты минималистичны: интерьер задуман как фон для фантазии и воображения ребёнка. Отличительная особенность интерьера — увеличенное остекление и многоярусное освещение. Все помещения хорошо освещены благодаря большим окнам. Для вечернего времени предусмотрены разные сценарии искусственного освещения, точечного и общего.
Холл
В холле детского сада детей встречает живое дерево — за его ростом и развитием можно наблюдать круглый год. Вокруг дерева организована разбирающаяся на отдельные модули мягкая зона. Ещё одно дерево установлено при входе в здание. Сюда же винтовым каскадом с третьего этажа на первый спускаются круглые светильники. Одна из стен холла выполнена как большая меловая доска: на ней можно рисовать. Аналогичные доски встречаются на всех этажах детского сада.
Атриум
Центральное ядро здания — просторный атриум высотой в три этажа (около 10 метров) с зенитным фонарем. Это хорошо освещённое мобильное пространство, которое меняется под разные педагогические задачи. Оно состоит из амфитеатра и площадки перед ним, которая легко превращается в сцену, игровую зону или учебный класс с помощью мобильной мебели.
Рекреации
На каждом этаже детского сада предусмотрены рекреации с малыми игровыми формами, уголками для индивидуальной работы и рисования, мягкой мебелью и растениями. На втором и третьем этажах выделены зоны под медиатеку. Здесь будут храниться детские книги и звукозаписи. Рядом расположены удобные диваны, скамейки и стулья для чтения и прослушивания.
Групповые классы
Все групповые ячейки адаптированы для возрастных групп: ясельная или типовая для детей постарше. В группах дети едят, играют и спят. Поэтому помещения рассчитаны на все сценарии использования и оснащены мобильной мебелью. Например, все кровати легко складываются одна в другую и их можно быстро убрать. При необходимости между кроватками можно поставить перегородку, чтобы дети не мешали друг другу засыпать. Мебель в группах сделана из дерева и ткани. Это экологично и не вредит здоровью, ведь дети проводят здесь много времени.
Музыкальный класс
Он предназначен для утренников, театрализованных и танцевальных представлений. Это большое и гибкое пространство с управляемым светом: на окнах сделаны плотные жалюзи, с помощью которых можно как создать темноту, так и осветить помещение. Деревянная «кулиса» делит зал на две части: её можно раздвигать и даже полностью убирать. Тогда зал для утренников превращается в танцевальный зал. В нём есть большие зеркала, хореографический станок и цифровое пианино. Вдоль стен расположены встроенные шкафы и полки, а вдоль окон — места для отдыха.
Игровая
В игровой комнате воспитанники могут заниматься творчеством: рисовать, лепить, делать аппликации, а также изучать буквы и цифры, узнавать цвета и предметы, тренировать мелкую моторику. Кабинет большой и светлый. В центре расположены детские столы и стулья. По периметру — рабочая зона педагога, многофункциональные пуфы, в которых можно хранить игрушки, и магнитная доска. Есть встроенная зона для материалов и принадлежностей — карандашей, фломастеров, мела, красок, кистей, альбомов, цветной бумаги и природных артефактов для поделок.
Зал для физкультуры
Просторный спортзал оборудован баскетбольными кольцами, тренажёрами для малышей, мини-батутами и шведской стенкой, в которой хранятся мячи. Дополнительное хранение инвентаря организовано вдоль стен на открытых стеллажах и во встроенных шкафах.
Кабинет психолога и логопеда
Помещение предназначено для работы в индивидуальном и мини-групповом формате (2-3 человека). Оно условно разбито на три зоны. В первой установлена невысокая удобная детям мебель — столы, стулья, пуфы, имитирующие валуны. Здесь психологи могут общаться с малышами в непринужденной обстановке, рисовать и лепить. Вторая зона — для занятий с логопедом, большое зеркало и вдоль него длинный стол со стульями. Учитель может показывать как работает артикуляционный аппарат, а ребёнок — повторять и наблюдать за собой. Третья зона — это рабочее место психолога или логопеда. Его удобно использовать для разработки педагогических программ, написания рекомендаций и отчётов.
Учительская
Учительская организована в формате open-space. Она включает рабочие зоны и зоны отдыха вдоль больших окон, кухню с кофемашиной и чайником, встроенные шкафы для одежды, учебной литературы и пособий.
Ландшафт
Игровое пространство детского сада продолжается в парке вокруг него. Здесь дети, взаимодействуя с природными материалами и фактурами, будут исследовать мир. Ландшафт состоит из четырёх зелёных комнат — открытых классов и игровых зон с домиками, которые предлагают развлечения для детей разного возраста.
Площадки для малышей и детей 3–4 лет ориентированы на развитие сенсорики, воображение и творчество: в них используются природные материалы и текстуры. Игровые площадки для детей 4–5 лет рассказывают о лесной природе: на них дети могут познакомиться с жизнью насекомых, птиц и лесных обитателей. Для детей 6–7 лет предусмотрены игровые и обучающие зоны с приключениями, а также зоны для подробного изучения лесных растений.
Также на территории расположена многофункциональная площадка, которую можно легко приспособить для различных игр зимой и летом. Парк вокруг детского сада состоит из деревьев, которые хорошо приживутся в Подмосковье и дадут необходимую тень: лип, берёз, клёнов, пихт Нордмана, сиреней, черёмух и дубов.