Детское пространство «Дюны» в Москве

Архитектурное бюро «Дружба» создало необыкновенную детскую площадку — пространство «Дюны». Благодаря оригинальным пространственным и дизайнерским решениям она позволяет детям каждый раз придумывать новый сценарий игры, фантазировать, экспериментировать и общаться.

расположение:

Москва, Малая Ордынка, 19

заказчик:
Sminex

проектирование:

2018-2019

реализация:
2019

общая площадь:

98,3 м2

авторы проекта:
Дружба

Белла Филатова (ГАП), Анна Родионова, Анастасия Рычкова, Александра Черткова, Мария Гулида, Елена Митрофанова

конструкторы:
Марина Ларина, Даниил Остриков, Олег Белый, Владимир Стребан

Детская площадка «Дюны» входит в инфраструктуру элитного дома «Малая Ордынка, 19», построенного девелоперской компанией Sminex по проекту архитектурного бюро ADM Architects. Закрытая внутренняя территория ЖК площадью 1337 м2, спланированная архитекторами ADM, решена как двор-сад с различными сценариями времяпрепровождения для людей любого возраста: удобными скамейками, сухим фонтаном, уютными приватными зонами, ограниченными живой изгородью. А по центральной оси у стены, ограждающей двор, расположена компактная детская площадка, занимающая всего 98 м2. На этой площади требовалось организовать увлекательный и всепогодный мир для детей различного возраста и, возможно, для их родителей, если они тоже захотят присоединиться к игре.

© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
© Sminex
© Sminex
Мастер-план двора ЖК «Малая Ордынка, 19» © «Дружба»
Мастер-план двора ЖК «Малая Ордынка, 19» © «Дружба»
© Sminex
© Sminex

Отправной точкой, подсказавшей образ будущей площадки, стал примыкающий к ней волнистый газон. Такой ландшафтный объект — уже элемент игры. На холмах можно лежать, по ним можно бегать. Кроме того, когда-то один из авторов «Дюн» видел фотографию детской площадки семидесятых с разнообразными трубами и лесенками, спроектированную французской группой Ludic — основоположниками детских игровых пространств. К созданию «Дюны» в качестве полноправных соавторов подключились и дети, занимающиеся в образовательной студии «Драконопроект» (старое название — «Кони на балконе»).​

© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
План детской зоны © «Дружба»
План детской зоны © «Дружба»
Аксонометрии © «Дружба»
Аксонометрии © «Дружба»

Так появились главные элементы пространства — два холма, побольше и поменьше, с внутренними полыми «норами», в которые ведут горизонтальные и вертикальные круглые ходы. Играть можно как снаружи, так и внутри, поэтому даже в плохую погоду «Дюны» будут обитаемы. В большую «нору» могут залезть и взрослые, а вот «нора» поменьше — только для детей. Поскольку, по справедливому мнению архитекторов, у всех должно быть свое личное пространство. 

Основание волнистой конструкции выполнено из армированного бетона, покрытого слоем резиновой крошки толщиной 5 см. Финишное покрытие сделано из шлифованной гранитной крошки. Внутри холмы выстланы «теплой» и упругой пробкой. © «Дружба»
Основание волнистой конструкции выполнено из армированного бетона, покрытого слоем резиновой крошки толщиной 5 см. Финишное покрытие сделано из шлифованной гранитной крошки. Внутри холмы выстланы «теплой» и упругой пробкой. © «Дружба»
© «Дружба»
© «Дружба»
Замыкающая двор стена покрашена специальной черной краской и превращена в огромную «классную доску», на которой можно рисовать цветными мелками. Таким образом, детям дана возможность оставить свой след, изменить окружающую действительность, не повреждая другие элементы благоустройства. Все на площадке может служить для этого  подручным материалом: щепа, листва или вода из фонтана. © «Дружба»
Замыкающая двор стена покрашена специальной черной краской и превращена в огромную «классную доску», на которой можно рисовать цветными мелками. Таким образом, детям дана возможность оставить свой след, изменить окружающую действительность, не повреждая другие элементы благоустройства. Все на площадке может служить для этого подручным материалом: щепа, листва или вода из фонтана. © «Дружба»
На холмах и между ними расположились скалодром, лестница, горка, лес из канатов, песочница. Все элементы продуманы и сконструированы так, чтобы быть безопасными, но позволить ребенку проявить смелость, силу и ловкость. © «Дружба»
На холмах и между ними расположились скалодром, лестница, горка, лес из канатов, песочница. Все элементы продуманы и сконструированы так, чтобы быть безопасными, но позволить ребенку проявить смелость, силу и ловкость. © «Дружба»
Чтобы расширить функционал площадки, «Дюны» оснащены специальными интерактивными элементами: рупорами–«говорилками» и настоящим перископом. Купить типовое изделие для детской площадки оказалось нереальным, и перископ был сделан в единственном экземпляре из нержавеющей стали. Все остальные элементы оборудования, кроме качелей и одноместной карусели, тоже сделаны на заказ. © «Дружба»
Чтобы расширить функционал площадки, «Дюны» оснащены специальными интерактивными элементами: рупорами–«говорилками» и настоящим перископом. Купить типовое изделие для детской площадки оказалось нереальным, и перископ был сделан в единственном экземпляре из нержавеющей стали. Все остальные элементы оборудования, кроме качелей и одноместной карусели, тоже сделаны на заказ. © «Дружба»

В основе пространства «Дюны» лежат 9 принципов правильной детской площадки, выработанных бюро «Дружба».

1. Образное решение, но не навязанная тема

Когда играешь на площадке каждый день, ты должен сам выбирать тему своей игры.

Подводная лодка, песчаные дюны, уголок норных животных в саду, долина хоббитов – образный ряд зависит только от фантазии ребенка и не навязывается заранее заданной темой площадки.

2.  Яркие цвета — не панацея и не самоцель

Представление о том, что детское пространство обязательно должно быть ярким и цветным, устарело и не соответствует результатом исследований психологов и врачей. В оформлении пространства могут быть использованы и приглушенные цвета, но в гармоничных сочетаниях и с несколькими яркими акцентами, помогающими детям выстраивать сценарии использования площадки.  

3.  Объекты вариабельного использования

Ребенок творчески осмысляет и находит множество применений неопознанным объектам, функция которых неоднозначна.

4.  Максимальная насыщенность

На площади 100 м2 стандартно умещаются одни качели, маленькая карусель и песочница. Но если понимаешь, как устроено детское восприятие, на этой же площади создается целый мир!

5.  Умеренный и осознанный риск — необходимый компонент игры

Риск и опасность —не одно и то же! Если не давать ребенку проверять свои возможности на детской площадке, он найдет другие, по-настоящему опасные места, где это сделать.

6.  Непредсказуемое, неравномерное пространство — чудо

Ребенка больше захватывает не количество оборудования, а отдельно созданный мир, где может произойти все, что угодно.

7. Зонирование: маленькие/старшие, активно/спокойно, объединение/уединение

Для каждого должно найтись свое место, и нельзя забывать о нужных зонах.

8. Возможность изменять

Даже на самой стационарной площадке должна быть возможность вносить изменения в окружение и взаимодействовать с ним. Разные виды сыпучих покрытий, растения, вода, меловая стена, интерьеры нор – в «Дюне» это предусмотрено.

9. Приоритет натурального

При строительстве площадки необходимо отдавать приоритет натуральным материалам и элементам, чья износостойкость и безопасность были подтверждены на практике.

© «Дружба»
© «Дружба»
© «Культура света»
© «Культура света»
© «Дружба»
© «Дружба»
© Horizon
© Horizon

Пространство «Дюны» — это еще и наглядное воплощение концепции «Город для детей», разработанной архитекторами бюро «Дружба» на основании собственного опыта работы с детьми в рамках различных образовательных проектов и результатов исследований российских и иностранных экспертов в области детской психологии. Концепция ориентирована на адаптацию городской среды к интересам, возможностям и потребностям детей и включает планировочные, методические, экологические, дизайнерские и колористические решения. Она с успехом применяется как в коммерческих, так и в социальных проектах, а также жилых комплексах, парках, муниципальных и школьных дворах. 

читать на тему: