Детское пространство «Научный театр» в Москве
«Научный театр» создавался под идею воркшопа, в котором участвуют вместе ученый-физик и театральный режиссер. Они рассказывают детям о том, как устроен театр и как он функционирует, иллюстрируя таким образом основные физические законы и работу механизмов.
Москва, «Политехнический музей»
2017
аудитория:
дети 6-9 лет
максимально допустимое число человек:
20
80 м2
площадь тайной комнаты:
5,7 м2
высота потолка:
3,43 м
строительный объем:
274,4 м3
Дружба
Анна Родионова, Белла Филатова, Анастасия Рычкова, Александра Черткова, Виктория Кудрявцева
автор идеи:
Мария Литвинова, основатель театра «Трикстер»
Такое соединение науки и театра не случайно. «Обычные» театральные «чудеса», поражавшие зрителей на протяжении многих столетий, основывались на элементарных законах оптики, механики и акустики.
Таким образом, цель образовательного проекта, разработанного для «Политехнического музея», — наглядно объяснить базовые принципы механики, показать простые и эффектные технические чудеса на примере театральных технологий; создать уникальное детское интерактивно-познавательное игровое пространство. Тайное, скрытое от глаз, оно интуитивно считывается детьми как игра и призывает к взаимодействию и освоению.
Само пространство работает как спецэффект. Невозможно ощутить его границы. Зеркала, экраны, тайные комнаты, лазы, модульные и мобильные элементы мебели с вариативностью функционального назначения создают, несмотря на компактность пространства, огромное поле для трансформаций. Оно осваивается детьми не только в плоскости пола, но и по вертикали, превращаясь в лабиринт. Маршруты подкрепляют интерес ребенка и приводят к детским «научным» открытиям.
Проект предусматривает три плана кулис и задник. Сборный подиум, состоящий из кубов, позволяет трансформировать сцену, удлиняя ее или как-то иначе меняя ее конфигурацию. Эти же кубы могут при желании использоваться как дополнительные места для зрителей или игровые модули для детей.
По периметру сцены расположены обходные галереи, попасть на которые можно по лестницам или подняться на «лифте». С галерей можно управлять подвесными декорациями и светом. Между галереями предусмотрен один переходной мосток, по которому — из-за низкой высоты — можно только проползти, и он обнесен канатной сеткой. Таким образом, за сценой образуется укромное местечко, где можно следить за происходящим через полупрозрачный задник или забравшись в сетку, натянутую между стеной с окнами и галереей.
Концепция пространства предполагает различные режимы функционирования: групповые занятия, мастер-классы, самостоятельное посещение экспозиции. На совсем небольшой площади удалось адаптировать для детского восприятия и разместить 19 (!) театральных технологий: блоки, лебедки, штанкетники, валы, кулисную машину, полетную машину и подъемник (блок «Механизация»); шумовые машины (гром, ветер, дождь), возможности передачи звука, эхо, отражение, преломление, поглощение, усиление (блок «Звук»); теневой театр, оптические эффекты, сценический свет, люстру (блок «Свет»).
К сожалению, созданием «Науки и театра» бюро «Дружба» больше не занимается. Однако проектирование для детей и вместе с детьми — для него своего рода миссия, цель которой, по словам архитекторов, — «интеграция детского слоя в городские пространства, чтобы дети стали равноправными участниками жизни города». И все те идеи и принципы, на основе которых был придуман «Научный театр» для Политехнического, с успехом используются «Дружбой» при создании более маcштабных проектов общественных и рекреационных территорий.