Детское пространство «Научный театр» в Москве

«Научный театр» создавался под идею воркшопа, в котором участвуют вместе ученый-физик и театральный режиссер. Они рассказывают детям о том, как устроен театр и как он функционирует, иллюстрируя таким образом основные физические законы и работу механизмов.

расположение:

Москва, «Политехнический музей»

проектирование:

2017

аудитория:
дети 6-9 лет

максимально допустимое число человек:
20

общая площадь:

80 м2

площадь тайной комнаты:
5,7 м2

высота потолка:
3,43 м

строительный объем:
274,4 м3

авторы проекта:
Дружба

Анна Родионова, Белла Филатова, Анастасия Рычкова, Александра Черткова, Виктория Кудрявцева

автор идеи:
Мария Литвинова, основатель театра «Трикстер»

Такое соединение науки и театра не случайно. «Обычные» театральные «чудеса», поражавшие зрителей на протяжении многих столетий, основывались на элементарных законах оптики, механики и акустики.

Таким образом, цель образовательного проекта, разработанного для «Политехнического музея», — наглядно объяснить базовые принципы механики, показать простые и эффектные технические чудеса на примере театральных технологий; создать уникальное детское интерактивно-познавательное игровое пространство. Тайное, скрытое от глаз, оно интуитивно считывается детьми как игра и призывает к взаимодействию и освоению.

Само пространство работает как спецэффект. Невозможно ощутить его границы. Зеркала, экраны, тайные комнаты, лазы, модульные и мобильные элементы мебели с вариативностью функционального назначения создают, несмотря на компактность пространства, огромное поле для трансформаций. Оно осваивается детьми не только в плоскости пола, но и по вертикали, превращаясь в лабиринт. Маршруты подкрепляют интерес ребенка и приводят к детским «научным» открытиям.

Воссозданная в уменьшенной версии сценическая коробка расположена так, чтобы ее можно было обойти со всех сторон. Планшет сцены выполнен из прозрачного литого поликарбоната, позволяющего видеть устройство кулисных машин и вала в трюме сцены. Также предусмотрен подъемный механизм, позволяющий появляться и исчезать небольшим предметам во время действия. Из-за небольшой высоты помещения высота сцены составляет 450 мм, поэтому для управления кулисами ребенку нужно находиться за сценой
Воссозданная в уменьшенной версии сценическая коробка расположена так, чтобы ее можно было обойти со всех сторон. Планшет сцены выполнен из прозрачного литого поликарбоната, позволяющего видеть устройство кулисных машин и вала в трюме сцены. Также предусмотрен подъемный механизм, позволяющий появляться и исчезать небольшим предметам во время действия. Из-за небольшой высоты помещения высота сцены составляет 450 мм, поэтому для управления кулисами ребенку нужно находиться за сценой
Над галереей располагается пол другой галереи, где установлены осветительные приборы и всевозможные блоки и штакетные подъемники. Через потайную дверь, замаскированную под шкаф, можно попасть в секретную комнату. Здесь хранятся декорации, костюмы и реквизит. Это таинственное пространство напоминает чердак старинного замка и разделено на две части: этажерку для хранения, выделенную сеткой, и место у окна, откуда ребенок может разглядывать все разложенные там чудеса
Над галереей располагается пол другой галереи, где установлены осветительные приборы и всевозможные блоки и штакетные подъемники. Через потайную дверь, замаскированную под шкаф, можно попасть в секретную комнату. Здесь хранятся декорации, костюмы и реквизит. Это таинственное пространство напоминает чердак старинного замка и разделено на две части: этажерку для хранения, выделенную сеткой, и место у окна, откуда ребенок может разглядывать все разложенные там чудеса

Проект предусматривает три плана кулис и задник. Сборный подиум, состоящий из кубов, позволяет трансформировать сцену, удлиняя ее или как-то иначе меняя ее конфигурацию. Эти же кубы могут при желании использоваться как дополнительные места для зрителей или игровые модули для детей.

По периметру сцены расположены обходные галереи, попасть на которые можно по лестницам или подняться на «лифте». С галерей можно управлять подвесными декорациями и светом. Между галереями предусмотрен один переходной мосток, по которому — из-за низкой высоты — можно только проползти, и он обнесен канатной сеткой. Таким образом, за сценой образуется укромное местечко, где можно следить за происходящим через полупрозрачный задник или забравшись в сетку, натянутую между стеной с окнами и галереей.

Над всей зоной сцены располагаются колосники — сценическая конструкция, которая позволяет наиболее простым и функциональным образом устанавливать, менять и перемещать задники, декорации и подвесную механику сцены
Над всей зоной сцены располагаются колосники — сценическая конструкция, которая позволяет наиболее простым и функциональным образом устанавливать, менять и перемещать задники, декорации и подвесную механику сцены
Телескопический амфитеатр раскладывается только к моменту показа спектакля. И он же — экспонат, демонстрирующий принципы механики: он раздвигается путем вращения вала. Для компактности кресла не предусмотрены: высокие подушки кладутся прямо на деревянные ступени. Благодаря этому, на амфитеатре могут свободно расположиться 18 человек
Телескопический амфитеатр раскладывается только к моменту показа спектакля. И он же — экспонат, демонстрирующий принципы механики: он раздвигается путем вращения вала. Для компактности кресла не предусмотрены: высокие подушки кладутся прямо на деревянные ступени. Благодаря этому, на амфитеатре могут свободно расположиться 18 человек
В зоне рабочей галереи применен прием сбивки масштаба. За фрагментом галереи в полу вмонтирован экран, который виден, только если подняться на саму галерею. В это время на экране транслируется видеозапись действия на сцене настоящего театра, снятая сверху с галереи или переходного мостка. Таким образом, создается иллюзия присутствия в другом пространстве и атмосфера таинственности и сопричастности к закулисью настоящего театра. Этот эффект усиливает дверь в конце галереи, которая никуда не ведет, но также представляет собой отдельный аттракцион
В зоне рабочей галереи применен прием сбивки масштаба. За фрагментом галереи в полу вмонтирован экран, который виден, только если подняться на саму галерею. В это время на экране транслируется видеозапись действия на сцене настоящего театра, снятая сверху с галереи или переходного мостка. Таким образом, создается иллюзия присутствия в другом пространстве и атмосфера таинственности и сопричастности к закулисью настоящего театра. Этот эффект усиливает дверь в конце галереи, которая никуда не ведет, но также представляет собой отдельный аттракцион

Концепция пространства предполагает различные режимы функционирования: групповые занятия, мастер-классы, самостоятельное посещение экспозиции. На совсем небольшой площади удалось адаптировать для детского восприятия и разместить 19 (!) театральных технологий: блоки, лебедки, штанкетники, валы, кулисную машину, полетную машину и подъемник (блок «Механизация»); шумовые машины (гром, ветер, дождь), возможности передачи звука, эхо, отражение, преломление, поглощение, усиление (блок «Звук»); теневой театр, оптические эффекты, сценический свет, люстру (блок «Свет»).

Макет сценического пространства позволяет детям получить более полное представление об устройстве барочного театра, его механизации и вариативности
Макет сценического пространства позволяет детям получить более полное представление об устройстве барочного театра, его механизации и вариативности
В любом театре центральное положение в зале занимает люстра — этот традиционный прием воссоздается и в игровом пространстве «Наука и театр». Здесь она спускается вниз при помощи системы блоков и лебедки и может стать объектом игры (вспомним историю с упавшей люстрой в Гранд Опера)
В любом театре центральное положение в зале занимает люстра — этот традиционный прием воссоздается и в игровом пространстве «Наука и театр». Здесь она спускается вниз при помощи системы блоков и лебедки и может стать объектом игры (вспомним историю с упавшей люстрой в Гранд Опера)
На центральной колонне установлен подъемный телескопический механизм в виде «люльки», в которую может залезть ребенок. При помощи поворотного шкива он может поднять «люльку» на небольшую высоту, где смонтирован специальный пульт управления светом
На центральной колонне установлен подъемный телескопический механизм в виде «люльки», в которую может залезть ребенок. При помощи поворотного шкива он может поднять «люльку» на небольшую высоту, где смонтирован специальный пульт управления светом

К сожалению, созданием «Науки и театра» бюро «Дружба» больше не занимается. Однако проектирование для детей и вместе с детьми — для него своего рода миссия, цель которой, по словам архитекторов, — «интеграция детского слоя в городские пространства, чтобы дети стали равноправными участниками жизни города». И все те идеи и принципы, на основе которых был придуман «Научный театр» для Политехнического, с успехом используются «Дружбой» при создании более маcштабных проектов общественных и рекреационных территорий.

читать на тему: