Дом-мастерская в Репино
Это романтически-классического вида здание расположено в окружении леса недалеко от Репино под Санкт-Петербургом. Изначально Артем Никифоров строил его как архитектурную мастерскую для себя и коллег: своего рода творческий коворкинг среди дикой природы, рассчитанный на несколько студий.
7 км. от Репино, Ленинградская область
фото: Михаил Розанов, Сергей Мельников, Дмитрий Цыренщиков
2018-2019
реализация: 2020
650 м2
Сделанная не на заказ, а для себя, постройка стала талантливым и в чем-то остроумным экспериментом на тему деревянной классики.
С одной стороны, здание сделано по узнаваемым классическим канонам – здесь есть и центральный объем с высоким портиком, и каннелированные колонны, и полуциркульные окна, на палладианский манер разделенные на три части, и имитирующий каменную кладку руст.
Но при этом отношение к классике здесь без излишней строгости и серьезности – их градус заметно снижает обшивка фасада необрезной доской: руст в ее исполнении получил замечательный рустикальный, «сельский» характер. А колонны, своими упрощенными формами напоминают больше «красную дорику», чем классические образцы. «Хотелось, чтобы только со второго взгляда была понятна вся театральность происходящего – ведь дом сделан, сколочен, из самой дешевой доски», - говорит Артем.
Симметричная планировка – 4 просторных светлых комнаты, соединенных единым продольным атриумом со служебными помещениями по бокам – предполагала размещение здесь четырех самостоятельных мастерских. При наличии общего парадного портика и вестибюля каждое из четырех крыльев может функционировать совсем изолировано: все они имеют собственный отдельный вход и сантехнический блок.
В интерьерах элементы классического оформления можно заметить только при входе — это кессонированный потолок и нарядная ниша-экседра. При вечернем освещении интерьеров она отчетливо проступает за остекленной центральной частью портика, красиво перекликаясь с полуциркульными арками по бокам фасада. Центральная ось проходит через парадный вестибюль и ведет к большому окну на дальней стене атриума, которое обращено, конечно, к лесу. Атриум – самое большое и парадное пространство с красивыми балками, но тоже решено предельно лаконично: белые стены, а потолки подшиты стружечными плитами. Остальные помещения здания сделаны предельно утилитарными: высокие панорамные окна, небольшие антресоли в высокой части под коньком и наливные цементные полы.
Построенное накануне карантина здание так и не успело в полной мере стать архитектурным коворкингом, но оказалось востребовано в другом, не менее замечательном качестве: его у Артема Никифорова выкупили и сделали в нем школу. Теперь всемсто светлых мастерских здесь классы, а на полу в парадном атриуме появилась разметка для игры «в классики».