
Дом Причта в Москве
В конце ноября в Москве открылось новое общественное пространство — Дом Причта. Очередной большой проект храма Священномученика Антипы Пергамского продолжает миссию полюбившегося многим кафе-трапезной Antipa.
Москва, Малый Знаменский пер., 9
фото:
Даниил Анненков
2022-2023
240 м2
Анастасия Балакирева, Михаил Князев
Информация от архитекторов:
Дом № 9 в Малом Знаменском переулке — с виду типичная средовая московская постройка — имеет непростую судьбу. Исторически принадлежавший приходскому комплексу, дом значительно пострадал при пожаре 1812 года, после неоднократно перестраивался, в 1930-е был изъят у храма и к концу 1990-х, не имея надлежащего ухода и эксплуатации, пришел в полное запущение. На момент передачи храму дом причта, несмотря на статус выявленного объекта культурного наследия, находился в аварийном состоянии — отсутствовали кровля и перекрытия, интерьеры были утрачены. Вопрос о проведении на объекте ремонтно-реставрационных работ поднимался неоднократно, но старт был им дан лишь в конце 2020 года.
По завершении всех реставрационных мероприятий настоятель и главный идейный вдохновитель проектов храма отец Андрей Щенников обратился к нам — с предложением подумать над наполнением дома, которым когда-то пользовалось духовенство. История повторилась: как и в случае с кафе-трапезной Antipa, мы моментально услышали друг друга и быстро определили формат современного Дома Причта.
Быстро растущая «экосистема» Антипы требовала новых площадей, и нами была предложена функциональная схема, отзывающаяся на новые запросы. Так, на первом этаже разместились администрация и креативный отдел, отвечающий за разработку и производство фирменной продукции, которая давно стала популярной далеко за пределами прихода храма. На втором этаже разместилось кафе с гибкой планировкой, позволяющей проводить кинопоказы, лекции и мастер-классы. Третий этаж остается приватным и своим наполнением обращается к первоначальной функции — здесь располагаются покои духовенства.
Когда-то найденную формулу баланса православных традиций и современных тенденций мы применили и в этом проекте. Здесь мы вновь обращаемся к теме мозаики и дерева — средствам, определившим облик кафе-трапезной Antipa. Второй этаж стал пространством для художественного высказывания мастеров Московского мозаичного цеха и их руководителя Дионисия Иванникова, с которым мы искали новый выразительный язык.
Так, в процессе поиска появилась идея выполнить переход из одной материальности в другую — по мере «проявления» орнамента мозаичные кресты меняют свой оттенок от светлого к темному и становятся деревянными инкрустациями. Мозаика в этот раз вдохновлена орнаментом облачения Святого Антипы, увиденным нами на одном из вариантов образа святого.
В основу концепции легла характерная геометрия крестов. Белоснежные столы итальянского производства и стулья от московского мебельного бренда растворяются в пространстве и подчеркивают ключевые элементы интерьера — массивные трапезный стол со скамьями и барную стойку.
Можно сказать, что в Москве появилось еще одно пространство, призванное стать проводником между церковью и городом, а храм Священномученика Антипы Пергамского в очередной раз открыл новые грани православной эстетики. Не менее важен тот факт, что городу возвращен памятник, а новые смыслы и актуальное наполнение делают его полноправным участником жизни современного мегаполиса.