Дом-«пружина» в Подмосковье
В проекте дома последовательно реализован концепт «энергичного пространства», связанный с гармоничной дуальностью «движение — покой». В качестве образа этой дуальности архитекторы выбрали пружину, которая содержит в себе силу энергии, потенцию развертывания, идею возможности и которая лишь временно ограничена «границами формы».
2010-2015
реализация:
2017
общая площадь участка: 0,26 га
жилая площадь: 1200 м2
TOTEMENT/PAPER
Левон Айрапетов, Валерия Преображенская,
Диана Грекова, Юлия Головенкова, Ольга Абрамова, Егор Легков
Архитекторов TOTEMENT / PAPER давно интересует тема сдавливания тела, когда оно находится в состоянии максимальной концентрации энергии, которая уже собрана, но еще не растрачена вовне, когда ее можно почувствовать всем телом. По словам авторов, в этом доме воплотилась «энергия возможного, будущего, это некое продление времени из сегодня в завтра, его опространствование. Это жизненность тела здания — его архитектура, т. е. не сами элементы, части здания, фрагменты, материалы, конструкции и прочее, а энергия их совместного напряжения, работы, поиска границы формы, когда внутреннее и внешнее, полное и пустое, скручивание и распускание нашли предельные состояния в данной точке пространства и в данный момент времени».
Особое место в доме занимает «лестница в небо». Это основная вертикальная коммуникация дома. Она начинается от входа с улицы, потом по прозрачной галерее вокруг внутреннего двора-сада вы попадаете на мост, перекинутый через гладь воды, и далее по спирали сквозь весь дом — наверх. Это, по словам авторов, «вертикальная пружина, которая раскручивается по горизонтали на каждом этаже. Над вами небо, под вами вода».
К сожалению, архитекторам не удалось реализовать первоначальный вариант проекта, когда третий этаж был собран как отдельный объем и отделен от среднего уровня прозрачным блоком спиралевидной лестницы, как бы зависая в воздухе. Вариант не прошел согласования с соседями с северной стороны из-за своей высоты. Ее пришлось понизить, в результате чего третий этаж слипся со вторым, что не дало полностью передать ощущение давления скрученности. Тем не менее, по уверениям авторов, для них данный проект «стал возможностью показать, что даже в столь консервативной области архитектуры, как частный дом, возможно и даже обязательно выходить за рамки функций и готовых решений, стремиться к индивидуализации каждого движения, естественности внутренних причин и противопоставления их внешнему давлению». Архитекторы называют это «движением к самости, индивидуальности и независимости, которая граничит с одинокостью» и считают, что «архитектура достойна быть одинокой».
Пространство библиотеки прорезано двумя стеклянными призмами, через которые внутрь проникают свет и солнце; а снег и дождь, проходя сквозь них, наполняют пространство вертикальным движением. Окна в продольных стенах — это моментальные фрагменты внешнего и внутреннего. Как и книги, это пространство позволяет путешествовать без границ — совершать восхождения и опускаться в глубины.