Дом-«пружина» в Подмосковье

В проекте дома последовательно реализован концепт «энергичного пространства», связанный с гармоничной дуальностью «движение — покой». В качестве образа этой дуальности архитекторы выбрали пружину, которая содержит в себе силу энергии, потенцию развертывания, идею возможности и которая лишь временно ограничена «границами формы».

расположение:

Московская область

фото:
Глеб Леонов

опубликовано в журнале:
ПР91

проектирование:

2010-2015

реализация:
2017

общая площадь участка: 0,26 га

жилая площадь: 1200 м2

авторы проекта:
TOTEMENT/PAPER

Левон Айрапетов, Валерия Преображенская,
Диана Грекова, Юлия Головенкова, Ольга Абрамова, Егор Легков

Архитекторов TOTEMENT / PAPER давно интересует тема сдавливания тела, когда оно находится в состоянии максимальной концентрации энергии, которая уже собрана, но еще не растрачена вовне, когда ее можно почувствовать всем телом. По словам авторов, в этом доме воплотилась «энергия возможного, будущего, это некое продление времени из сегодня в завтра, его опространствование. Это жизненность тела здания — его архитектура, т. е. не сами элементы, части здания, фрагменты, материалы, конструкции и прочее, а энергия их совместного напряжения, работы, поиска границы формы, когда внутреннее и внешнее, полное и пустое, скручивание и распускание нашли предельные состояния в данной точке пространства и в данный момент времени».

Два нижних уровня связаны с землей дополнительными входами, террасами и внутренними двориками, расположенными на разных уровнях.Часть здания (помещения персонала) зарыта в землю вокруг собственного внутреннего двора с верхним освещением. Крыши нижних уровней используются как зоны отдыха и спорта
Два нижних уровня связаны с землей дополнительными входами, террасами и внутренними двориками, расположенными на разных уровнях.Часть здания (помещения персонала) зарыта в землю вокруг собственного внутреннего двора с верхним освещением. Крыши нижних уровней используются как зоны отдыха и спорта
Проникновение, вращивание, отслаивание, вырезание, высверливание, сквозной просмотр, прикосновение, отражение, слоистость пространства и освещенность/свет — те понятия, которые разрабатывали архитекторы в этом проекте
Проникновение, вращивание, отслаивание, вырезание, высверливание, сквозной просмотр, прикосновение, отражение, слоистость пространства и освещенность/свет — те понятия, которые разрабатывали архитекторы в этом проекте
Где-то здание отрывается от земли, в результате чего организуются входы в нижние этажи (например, библиотеку), затенение зон отдыха, а также появляются прекрасные дальние точки обзора
Где-то здание отрывается от земли, в результате чего организуются входы в нижние этажи (например, библиотеку), затенение зон отдыха, а также появляются прекрасные дальние точки обзора

Особое место в доме занимает «лестница в небо». Это основная вертикальная коммуникация дома. Она начинается от входа с улицы, потом по прозрачной галерее вокруг внутреннего двора-сада вы попадаете на мост, перекинутый через гладь воды, и далее по спирали сквозь весь дом — наверх. Это, по словам авторов, «вертикальная пружина, которая раскручивается по горизонтали на каждом этаже. Над вами небо, под вами вода».

К сожалению, архитекторам не удалось реализовать первоначальный вариант проекта, когда третий этаж был собран как отдельный объем и отделен от среднего уровня прозрачным блоком спиралевидной лестницы, как бы зависая в воздухе. Вариант не прошел согласования с соседями с северной стороны из-за своей высоты. Ее пришлось понизить, в результате чего третий этаж слипся со вторым, что не дало полностью передать ощущение давления скрученности. Тем не менее, по уверениям авторов, для них данный проект «стал возможностью показать, что даже в столь консервативной области архитектуры, как частный дом, возможно и даже обязательно выходить за рамки функций и готовых решений, стремиться к индивидуализации каждого движения, естественности внутренних причин и противопоставления их внешнему давлению». Архитекторы называют это «движением к самости, индивидуальности и независимости, которая граничит с одинокостью» и считают, что «архитектура достойна быть одинокой».

Пространство библиотеки прорезано двумя стеклянными призмами, через которые внутрь проникают свет и солнце; а снег и дождь, проходя сквозь них, наполняют пространство вертикальным движением. Окна в продольных стенах — это моментальные фрагменты внешнего и внутреннего. Как и книги, это пространство позволяет путешествовать без границ — совершать восхождения и опускаться в глубины.

читать на тему: