Дом-«пружина»

В проекте дома последовательно реализован концепт «энергичного пространства», связанный с гармоничной дуальностью «движение — покой». В качестве образа этой дуальности архитекторы выбрали пружину, которая содержит в себе силу энергии, потенцию развертывания, идею возможности и которая лишь временно ограничена «границами формы».

расположение:

Московская область

фото:
Глеб Леонов

опубликовано в журнале:
ПР91

проектирование:

2010-2015

реализация:
2017

общая площадь участка: 0,26 га

жилая площадь: 1200 м2

авторы проекта:
TOTEMENT/PAPER

Левон Айрапетов, Валерия Преображенская,
Диана Грекова, Юлия Головенкова, Ольга Абрамова, Егор Легков

<p>Архитекторов TOTEMENT / PAPER давно интересует тема сдавливания тела, когда оно находится в состоянии максимальной концентрации&nbsp;энергии, которая уже собрана, но еще не растрачена вовне, когда ее можно почувствовать всем телом. По словам авторов, в этом доме&nbsp;воплотилась &laquo;энергия возможного, будущего, это некое продление времени из сегодня в завтра, его опространствование. Это жизненность тела здания &mdash; его архитектура,&nbsp;т. е. не сами элементы, части здания, фрагменты, материалы, конструкции&nbsp;и прочее, а энергия их совместного напряжения, работы, поиска границы&nbsp;формы, когда внутреннее и внешнее, полное и пустое, скручивание&nbsp;и распускание нашли предельные состояния в данной точке пространства и в данный момент времени&raquo;.</p>
Два нижних уровня связаны с землей дополнительными входами, террасами и внутренними двориками, расположенными на разных уровнях.Часть здания (помещения персонала) зарыта в землю вокруг собственного внутреннего двора с верхним освещением. Крыши нижних уровней используются как зоны отдыха и спорта
Два нижних уровня связаны с землей дополнительными входами, террасами и внутренними двориками, расположенными на разных уровнях.Часть здания (помещения персонала) зарыта в землю вокруг собственного внутреннего двора с верхним освещением. Крыши нижних уровней используются как зоны отдыха и спорта
Проникновение, вращивание, отслаивание, вырезание, высверливание, сквозной просмотр, прикосновение, отражение, слоистость пространства и освещенность/свет — те понятия, которые разрабатывали архитекторы в этом проекте
Проникновение, вращивание, отслаивание, вырезание, высверливание, сквозной просмотр, прикосновение, отражение, слоистость пространства и освещенность/свет — те понятия, которые разрабатывали архитекторы в этом проекте
Где-то здание отрывается от земли, в результате чего организуются входы в нижние этажи (например, библиотеку), затенение зон отдыха, а также появляются прекрасные дальние точки обзора
Где-то здание отрывается от земли, в результате чего организуются входы в нижние этажи (например, библиотеку), затенение зон отдыха, а также появляются прекрасные дальние точки обзора
<p>Особое место в доме занимает&nbsp;&laquo;лестница в небо&raquo;. Это основная&nbsp;вертикальная коммуникация дома.&nbsp;Она начинается от входа с улицы,&nbsp;потом по прозрачной галерее вокруг&nbsp;внутреннего двора-сада вы попадаете на мост, перекинутый через гладь&nbsp;воды, и далее по спирали сквозь&nbsp;весь дом &mdash; наверх. Это, по словам&nbsp;авторов, &laquo;вертикальная пружина,&nbsp;которая раскручивается по горизонтали на каждом этаже. Над вами&nbsp;небо, под вами вода&raquo;.</p> <p>К сожалению, архитекторам&nbsp;не удалось реализовать первоначальный вариант проекта, когда третий&nbsp;этаж был собран как отдельный объем&nbsp;и отделен от среднего уровня прозрачным блоком спиралевидной лестницы,&nbsp;как бы зависая в воздухе. Вариант&nbsp;не прошел согласования с соседями с северной стороны из-за своей высоты. Ее пришлось понизить, в результате&nbsp;чего третий этаж слипся со вторым, что&nbsp;не дало полностью передать ощущение&nbsp;давления скрученности. Тем не менее,&nbsp;по уверениям авторов, для них данный&nbsp;проект &laquo;стал возможностью показать,&nbsp;что даже в столь консервативной области архитектуры, как частный дом, возможно и даже обязательно выходить&nbsp;за рамки функций и готовых решений,&nbsp;стремиться к индивидуализации&nbsp;каждого движения, естественности внутренних причин и противопоставления&nbsp;их внешнему давлению&raquo;. Архитекторы&nbsp;называют это &laquo;движением к самости,&nbsp;индивидуальности и независимости,&nbsp;которая граничит с одинокостью&raquo;&nbsp;и считают, что &laquo;архитектура достойна&nbsp;быть одинокой&raquo;.</p> <p>Пространство библиотеки прорезано&nbsp;двумя стеклянными призмами, через&nbsp;которые внутрь проникают свет&nbsp;и солнце; а снег и дождь, проходя&nbsp;сквозь них, наполняют пространство&nbsp;вертикальным движением. Окна в продольных стенах &mdash; это моментальные фрагменты внешнего и внутреннего. Как и книги, это пространство позволяет путешествовать без&nbsp;границ &mdash; совершать восхождения&nbsp;и опускаться в глубины.</p>
читать на тему: