Дом Сергея Скуратова в Троицке
Дом на лесистом участке в старом писательском поселке предназначался для трех поколений семьи. Старшее — Сергей Скуратов и его супруга Наталья Золотова — выступили авторами и идеологами проекта. Тем интереснее видеть результат и наблюдать за тем, как излюбленные материалы Скуратова — кирпич и черный металл — работают в окружении не только искусственного, но и природного ландшафта (впрочем, последний для создания наиболее удачных перспектив из панорамных окон тоже существенно преобразили: расчистили и дополнили новыми вечнозелеными деревьями и кустарниками).
Троицк
фото:
Даниил Анненков
2016–2018
реализация:
2018–2021
0,36 га
площадь застройки:
705,5 м²
площадь жилого здания:
648,9 м²
максимальная высота здания:
10,07 м
Sergey Skuratov Architects
Сергей Скуратов, Наталья Золотова, Александр Шевченко, Владимир Могунов
Фирменный авторский прием мономатериальности, который превращает здание в скульптуру и так органично смотрится в городе, здесь, на самой окраине Троицка, выглядит не менее убедительно. Особенно будучи доведенным до предела: клинкерный кирпич облицовывает не только наружные стены дома, но и двускатную кровлю, оконные откосы и отливы, используется в отделке уличных потолков и благоустройстве.
Причем расположение стеклопакетов в плоскости кирпича — с учетом нашего сложного климата — потребовало неординарного решения. Пришлось даже прибегнуть к электрическому подогреву контура витражной конструкции. Однако возможность «вить из кирпича веревки» — выкладывать трехмерные рельефные узоры, играть на тончайших оттенках — однозначно того стоила.
Черный металл, возникая сначала в профилях остекления и балконных ограждениях, отделяется от основного кирпичного объема и «вырастает» в одноэтажные гараж, навесы для машин и барбекю, технические пристройки и 10-метровый бассейн. Появляются легкие конструкции из металла и в интерьере. Зато здесь ничто не напоминает о кирпиче: «внутренняя моноскульптура» имеет кардинально другой характер.
Это настоящее царство дерева: из него сделаны полы, стены и потолки, лестница и встроенная мебель. Окна настолько большие, что дерево приходит и снаружи: экстерьер становится частью интерьера. Окна расположены в доме таким образом, что со всех четырех сторон здание просматривается насквозь и из любого его пространства видна улица и лес. А над бассейном помимо витражей устроен еще и верхний свет, чтобы пользоваться им в течение почти всего дня, не прибегая к электричеству.
Планировка первого этажа представляет собой анфиладу помещений, ориентированных на участок и природу. Центром этой анфилады стала большая кухня-столовая, плавно перетекающая в двусветное пространство гостиной и каминной. На втором этаже располагается большая двухуровневая творческая мастерская и пять спален, при этом в мастерской и двух спальнях есть свои балконы.
В целом при выборе местоположения дома учитывалось движение солнца и его взаимодействие с фасадами и интерьерами. Так что можно сказать, что отодвинув постройку к западной границе участка и сохранив заодно максимальное число деревьев, Сергей Скуратов сделал то, что архитекторам не так уж часто удается в обычной практике в городской среде. Он построил дом, который контактирует с окружением на всех уровнях (включая своих будущих пользователей), который совершенно, абсолютно контекстуален — но при этом выступает квинтэссенцией авторского видения и домом-манифестом одного из самых ярких представителей современной архитектуры. И сразу веришь, что хозяину — и всем трем поколениям — там хорошо.