Дом в Акуловском лесу в Подмосковье

Суровый брутальный характер архитектуры отличает и делает узнаваемыми работы Алексея Розенберга; присущ он и этому дому, который своими темными каменными стенами и общей структурой словно стремится воспроизвести средневековый замок – с внутренним двором, с донжоном, с идущими по периметру помещениями.

расположение:

Московская область, поселок Акулово

фото: Виктор Чернышов

проектирование:

2017

реализация: 2018-2022

площадь участка:

0,8 га

площадь застройки: 350 м2

площадь дома: 840 м2

авторы проекта:

Мастерская Алексея Розенберга

строительство:
«ОРБАТ» (А.В. Толстой)

Описание от авторов проекта:

Наряду с аллюзиями на крепостную архитектуру дом демонстрирует противоположные ей свойства: он раскрыт в окружающий ландшафт через огромные беспереплетные окна и систему террас, и тем самым впускает подступающий лес в свое внутреннее пространство.

Объемная композиция дома носит подчеркнуто модернистский характер – с крупными кубическими членениями, с массивными консолями. Инженерное решение консолей потребовало большой смелости и большого труда, поскольку безопорно завешенными оказались целые фрагменты дома. Они же позволили не делать специальных навесов над террасой, сохраняя таким образом цельность объема. Разработку деталей фасада хочется отнести к посмодернистским течениям – она детальная, рельефная, местами даже декоративная. Каждый из четырех фасадов приближающегося к кубу объема имеет выраженную трехчастную структуру.

Сложно придуманная организация проникновения в дом естественного света – отличительная особенность постройки, благодаря ей дом наполнен особой атмосферой. Огромная высокая гостиная пребывает в мягком полусвете: она не примыкает к наружным стенам, имеет периметральный обход и поднята на деревянный подиум, обособляющий ее пространство от смежных помещений: кухни, столовой, бильярдной и малой каминной.

Гостиная освещена заливающим светом из обращенного на север верхнего фонаря и двумя вертикальными «ущельями» – заглубленными в фасад высокими шестиметровыми окнами, обращенными на запад и на юг. Свет скользит сквозь вертикальные проемы, а если погода солнечная, то дважды в день гостиную пробивают узкие лучи. Санузел, освещенный верхним фонарем, примыкает к одной из спален через перегородку матового стекла, таким образом верхний свет перенаправляется в спальню в приглушенном виде.

Другая важная составляющая интерьерных пространств – высоты и отметки. Почти каждая функциональная зона расположена на собственной высоте; перепады уровней и высокий подиум гостиной позволяют нивелировать высоту подъема на второй этаж и дают нетривиальные пространственные ходы. Так открытая в гостиную галерея второго этажа оказывается поднята по отношению к ней лишь на пол этажа, благодаря чему становится ее принадлежностью, частью этой развитой гостевой зоны.

Приватные помещения закручиваются вокруг гостиной по спирали – исключительно с точки зрения высотных отметок, так как план дома строго ортогональный. Эта спираль начинается и заканчивается двумя кабинетами хозяина дома – рабочим, куда есть доступ посетителям, и приватным, расположенным на верхнем этаже башни. Наполнение «спирали» между этими двумя крайними точками идет по такому же принципу – чем приватнее, тем выше и дальше.

Цельный характер архитектуры подчеркнут отделкой – в интерьерах использован тот же кирпич, что и на фасадах, но здесь он дополнен деревом; «нейтральной» составляющей внутренних помещений стали открытые поверхности монолитного бетона. Дом изобилует разнообразными пространственными ходами и «придумками». Через гостиную переброшен «парящий» мост – ведущие на него ступени оторваны и видны на просвет. Комната дочери горизонтальная, распластанная, с длинным подиумом вдоль окна; в противоположность к ней комната сына вертикальная, двухуровневая, с крутой изгибающейся лестницей. Мастерспальня имеет продолжение в виде летней спальни-террасы, а гостевые спальни и вовсе придуманы как аттракционы с развитыми антресольными уровнями и подвесными шкафами, чтобы в них могла разместиться целая семья. Таким образом в доме нет проброшенных фрагментов или помещений, весь он придуман, составлен как паззл разновысоких объемов, проработан до мельчайшей мебельной детали, собран как мозаика и удивляет посетителя каждым своим решением и фрагментом.

читать на тему: