Дом в Хилкове переулке в Москве

«Визитной карточкой» дома стал фасад, где немногословная гладь облицовки из юрского камня остроумно дополнена вставками из шамотной глины с изображением фрагментов классического ордера. С годами он не только не устарел, но и стал самостоятельной достопримечательностью района Остоженки.

расположение:

Москва, Хилков пер.,
вл. 5/43

фото:
Юрий Пальмин

текст: 
Елена Гонсалес

опубликовано в журнале:
ПР55

проектирование:

реализация:
2006

площадь участка: 0,18 га

площадь комплекса:
8540 м2

количество квартир: 27

подземная парковка:
67 машино-мест

 

авторы проекта:
Группа АБВ

архитекторы:
Никита Бирюков, Павел Железнов, Ольга Алешина, Ольга Морозова, Вера Сергеева

инженер:
Игорь Савватеев

конструкторы:
Алексей Пушенко, Александр Шмаков

Участок, на котором построен дом, располагается в районе Остоженки, входя в объединенную охранную зону памятников истории и культуры заповедной территории «Пречистенка–Остоженка», где действует строгое регулирование застройки. Это накладывает весьма серьезные ограничения на новое строительство: архитекторы должны представлять доказательства уместности проекта в многочисленных согласующих инстанциях. Подмогой «Группе АБВ» в этом деле стала концепция «средового подхода», сформулированная бюро «Остоженка». Она позволила строить «доказательную базу» не на формальных признаках сходства с историческими прототипами, а на соразмерности сложившейся городской ткани.

Генеральный план
Генеральный план

Новый двухсекционный дом вполне вписывается в русло «средового подхода», продолжая застройку Хилкова переулка: часть его расположена по красной линии, другая отнесена вглубь участка и оставляет перед собой зеленое пространство – паузу в урбанистической ткани, идентифицируемую как типичный московский дворик. На первом этаже размещаются вестибюль жилого дома и офисы. На каждом уровне, начиная со второго, по шесть квартир с остекленными эркерами – две двухкомнатные, одна трехкомнатная и три четырехкомнатные. На шестом (последнем) этаже расположены три пентхауса.

Зигзагообразная форма дома образует два двора – внутренний и выходящий в переулок.
Зигзагообразная форма дома образует два двора – внутренний и выходящий в переулок.

Фасады из травертина решены в виде коллажа. Фрагменты ордера, проявляющиеся на плоскости стены – оммаж существовавшим здесь ранее зданиями. Количество этих вставок таково, что не руинирует стену, а украшает ее, предлагая любоваться профилями обломов: гуськами, полочками и каблучками. Фрагменты выполнены из шамотной керамики, каждая деталь изготовлена индивидуально в единственном экземпляре. В сочетании со спокойной поверхностью стены дома эти декоративные вставки работают как дополнительный пластический элемент, заменяя отсутствующие здесь оконные наличники.

Каждый скульптурный фрагмент получил свой точечный источник освещения, что усложнило и многократно усилило пластическое решение комплекса, сделав его заметным объектом в панораме переулке не только днем, но и ночью.
Каждый скульптурный фрагмент получил свой точечный источник освещения, что усложнило и многократно усилило пластическое решение комплекса, сделав его заметным объектом в панораме переулке не только днем, но и ночью.
Рельефы, выполненные из шамотной керамики ручной лепки такого же палевого цвета, что и камень, встроены в плоскость фасада справа или слева от каждого окна и отсылают к архитектуре разных эпох и стилей.
Рельефы, выполненные из шамотной керамики ручной лепки такого же палевого цвета, что и камень, встроены в плоскость фасада справа или слева от каждого окна и отсылают к архитектуре разных эпох и стилей.
Исторический прототип дома в Хилкове со вскрытой и восстановленной кладкой стены.
Исторический прототип дома в Хилкове со вскрытой и восстановленной кладкой стены.
Фасад дома сформирован методом аппликации различных архитектурных пластов.
Фасад дома сформирован методом аппликации различных архитектурных пластов.
Фрагмент визуализации фасада с архитектурными вставками.
Фрагмент визуализации фасада с архитектурными вставками.
читать на тему: