Городские коридоры

Проект XIII потока интернатуры бюро Wowhaus

проектирование:

Ведущие архитекторы: Александра Плотникова, Валерия Лифшиц
Архитекторы: Анастасия Буданова, Кристина Митькина, Наталья Халилова, Мария Топорова
Куратор проекта: Ирина Головицкая
Консультанты: Максим Любавин (КБ23), Илья Петушков, Янина Смагина, Екатерина Спорыхина, Арина Каверина (Wowhaus).

Алексеевская соединительная линия железной дороги на участке от Белорусского до Савеловского вокзалов выполняет важную транспортную функцию – по ней проходят поезда всех направлений от внутригородских до международных. Исторически два района по обе стороны дороги очень различались функционально - со стороны улицы Правды в советское время  располагался комплекс газеты “Правда”, здесь были сосредоточены промышленность и общественные функции; по другую сторону - монофункциональный жилой район. Сейчас эти два района активно развиваются, застраиваются, перестраиваются и обзаводятся крупными ресторанными и культурными кластерами, оказываясь оторванными друг от друга. Как сделать эту границу проницаемой и связать два района, сохранив своеобразную атмосферу места? Комплексный анализ района, изучение ограничений и потенциала места привело к решению добавить пешеходные связи в трех ключевых точках – там, где они особенно нужны. Связи организованы мостами сложной формы, поддерживающими индустриальную эстетику и достаточно широкими для размещения локальных активностей. 

Генеральный план
Генеральный план
Белорусский вокзал. Сечение
Белорусский вокзал. Сечение

Первый мост – у Белорусского вокзала. Он создает несколько дополнительных пешеходных связей между 1-м Лесным переулком, бизнес-центром “Ямская-центр”  и 3-ей улицей Ямского поля. Проходящие сквозь территорию сети будут замаскированы и интегрированы в новый парк. 3-я улица Ямского поля, в свою очередь, активно развивается, здесь расположен бизнес-центр “Ямское поле”, находится много офисов и в ближайшее время появится новое жилье, при этом сама улица оказалась изолированной от окружающего района, плохо организованной, хаотичной. Она будет визуально соединена с мостом единой осью, которая подчеркнет существующие функции, направит пешеходные потоки, создаст комфортные зоны отдыха там, где они востребованы, и организует движение.

3-я улица Ямского поля. Коллаж
3-я улица Ямского поля. Коллаж
Центральная часть. Коллаж
Центральная часть. Коллаж

Центральным для проекта элементом является мост - платформа, который соединяет Новолесную улицу и 1-ю улицу Ямского поля – они могли бы стать единой пешеходной осью двух районов. В данный момент их разделяет переход через пути, регулируемый светофором, не очень удобный и не слишком безопасный, который в будущем, когда здесь пройдет маршрут еще одного центрального диаметра, станет еще более неудобным. Технически здесь возможно опустить рельсы и использовать перепад рельефа для того, чтобы сделать не просто безбарьерный переход через железную дорогу, но и платформу для умиротворенного созерцания проходящих мимо поездов, фотосессий и даже локальных ярмарок. 

Савеловский вокзал. Коллаж
Савеловский вокзал. Коллаж
Савеловский вокзал. Сечение
Савеловский вокзал. Сечение

Путь между двумя вокзалами завершается новым пешеходным мостом у Савеловского вокзала, который стыкуется с эстакадой и напрямую соединяет улицу Бутырский вал и Бумажный проезд, вдоль которого активно строится новое жилье. Мост имеет сложную форму, проходит сквозь офисное здание и выходит на площадь Центра городской культуры “Правда”, который появился здесь на месте бывшей промзоны.  Дополнительные пешеходные связи там, где они необходимы, локальные активности и зонирование общественных пространств внутри района, позволят сохранить все его  многочисленные плюсы, нивелировав минусы. 

Савеловский вокзал. Коллаж
Савеловский вокзал. Коллаж
читать на тему: