Городское общественное пространство «Хлебозавод №9» в Москве

«Хлебозавод» — молодой кластер на территории обанкротившегося хлебного завода N 9. Расположение недалеко от метро и рядом с популярным уже «Флаконом» позволили быстро наполнить территорию новой жизнью.

расположение:

Москва, ул. Новодмитровская, 1, территория бывшего Хлебозавода № 9

фото:
Валерий Белобеев © АО «Хлебозавод»

реализация:

2015–2017

общая площадь:

18 000 м2 

авторы проекта:
Александр Капитанов

Информация от архитекторов:

Сегодня это модное место, куда приезжают на вечеринки и мероприятия, в концептуальные магазины, творческие школы или просто на работу: здесь множество офисов креативных компаний. Открытая парковая территория и благоустройство сделали «Хлебозавод» популярным и у местных жителей: теперь здесь «срезают» путь до метро, занимаются спортом или просто гуляют.

В основе проекта — бережное отношение к историческому зданию. На рубеже 1920–30-х годов в Москве запустилась большая программа по строительству хлебозаводов, в частности было построено пять зданий по концепции инженера Георгия Марксакова. Он взял классический прямолинейный конвейер и завернул его по спирали, что, с одной стороны, подняло производительность — процесс стал полностью автоматизированным, а с другой — придало зданиям характерный современный облик. Сегодня «цилиндры» хлебозаводов выглядят символом конструктивистского подхода к архитектуре с его главным принципом: «форма определяется функцией».

Со временем историческое здание обросло новыми корпусами разных времен постройки, сложившихся в нестройный ансамбль. В процессе редевелопмента ни одно из зданий не было разобрано и заменено новым строением.

Возможно, главный успех проекта как раз в том, что команда Капитанова доказала: даже сложное по объему и функционалу пространство можно трансформировать во что-то новое и живое, избегая сносов и радикальной перестройки.

Архитектуру и общую геометрию зданий сохранили в первозданной форме. При этом некоторые детали изменились с учетом коммерческих задач: где-то на поздних корпусах завода переставили окна или проемы, изменили планировки, сделали больше отдельных входов для ритейла. Все разномастные и покрашенные в «50 оттенков бежевого» фасады объединили общим колористическим решением и граффити.

Хлебозавод решен как транзитная территория, связывающая метро Дмитровская и железнодорожный переход. Грамотное планирование и благоустройство сделали привычные маршруты тысяч людей короче, удобнее и безопаснее: парковка здесь вынесена за пределы пространства и территория доступна только для пешеходов.

Для роста пешеходного потока, который способствует процветанию местного ритейла, большое внимание уделено благоустройству и озеленению: здесь сохранили все старые деревья и высадили несколько сотен новых деревьев и кустарников, в том числе заросли цветущей по весне сирени. Под озеленение попали и крыши. А сеть велодорожек сделала пространство популярным у тех, кто предпочитает свой экотранспорт: велосипеды, самокаты и прочее.

читать на тему: