Городской центр «Арт-квадрат» в Уфе
Городской центр «Арт-квадрат» — это смесь ARTPLAY, FLACONа и «Стрелки», одновременно образовательное и развлекательное пространство. С одной стороны, оно воссоздает многослойный характер пространства традиционных уфимских дворов, с другой — формирует точки притяжения — «квадраты», пронизанные пешеходными связями, мостами и переходами, — для различных событий и мероприятий. И с третьей — демонстрирует неожиданный (особенно для Уфы) подход к работе с наследием: одновременно тактичный и смелый.
Уфа, ул. Чернышевского, 88
фото:
Р.А. Давлетова
2018-2020
1,01 га
общая площадь застройки (1-й квадрат):
5 602 м2
общая площадь эксплуатируемой кровли (1-й квадрат):
1 423,2 м2
общая площадь благоустройства (квадраты 2-3-4):
0,72 га
общая площадь застройки (квадраты 2-3-4):
2 003 м2
общая площадь эксплуатируемой кровли (квадраты 2-3-4):
446 м2
«Мастерская Дмитрия Винкельмана»
Д.А. Винкельман, Л.Н. Селиверстова, А.Г. Шепард, Г.И. Вахитова, А.К. Нафикова, К.И. Бикташева, А.В. Стародубцев, Р.Р. Галимов; Ф.К. Фахрылгаянов (консультант по строительным конструкциям)
Информация от архитекторов:
Квартал, о котором пойдет речь, расположен в историческом ядре города Уфы. На нем смешанная и довольно плотная историческая застройка середины XIX — начала XX века. В советский период квартал подвергся достаточно безжалостной интервенции промышленной и административной застройки: здесь возникли обувная фабрика и замкнутый комплекс зданий МВД. Парковки, дряхлые склады, полуразрушенные деревянные и кирпичные фасады с облупленными стенами, гаражи и белье на веревках — все это таилось в историческом центре города за несколькими приведенными в порядок фасадами зданий на ул. Ленина, Чернышевского, Коммунистическая и Мустая Карима. Тем временем владелец крупнейшего участка в квартале — комплекса зданий бывшей обувной фабрики на углу ул. Чернышевского и Мустая Карима — постепенно выкупал объекты недвижимости, в основном обветшавшую постройку конца XIX — начала XX века и советский коммунально-производственный самострой. Нашей мастерской была заказана разработка концепции дальнейшего развития квартала.
После проработки ряда вариантов со строительством значительного объема торговой недвижимости, офисов и парковок, инвестором было принято решение о максимально тактичном, малозатратном (как тогда казалось) и постепенном освоении квартала. Это решение было отчасти эмоциональным, отчасти — вызванным желанием обойти юридические проблемы, сопровождающие работу на столь сложной территории. Повлиял на выбор подхода и опыт успешных московских проектов, прежде всего ARTPLAY и FLACON (специалистами FLACONа был разработан один из вариантов концепции квартала). В результате постепенно стала складываться структура из взаимосвязанных разнохарактерных «квадратов»; квартал получил сквозную проницаемость во всех направлениях; в новом качестве был воссоздан многослойный характер пространства традиционных уфимских дворов. Дополнительное богатство в пространственной структуре «Арт-квадрата» придало устройство связи по переходам на уровне второго этажа — прием, подсмотренный в ARTPLAY, но заявленный здесь с большим размахом. Кроме того, для нас всегда была важна связь дворовых пространств «Арт-квадрата» с ул. Мустая Карима: она издавна планировалась пешеходной, но так пока ей и не стала (и Уфа остается единственным городом-миллионником без пешеходной улицы).
В результате вместо одной улицы мы получили целый квартал из пяти квадратов, где каждый имеет свое назначение и тему, но все вместе они формируют единое пространство, в котором любой найдет, чем заняться.
1-й квадрат: событийная площадка
Сложился на территории бывшей обувной фабрики, сформированной массивным трехэтажным угловым корпусом позднесоветской постройки с постмодернистким уличным фасадом (корпус 1), элегантным трехэтажным кирпичным зданием постройки 1899-1912 гг., обезображенным массивным надстроем четвертого этажа (раньше оно принадлежало чайной фабрике товарищества «Караван», «Вогау & Ко Торговый дом», теперь — корпус 3), а также разновременными хозяйственными и административными постройками в глубине квартала.
Это крупнейший квадрат квартала, предназначенный для массовых мероприятий. Поверхность ивент-площади с большим амфитеатром, примыкающим к корпусу 1, структурирована мощением, перепадами уровней, озеленением. Исторические фасады корпуса 3, а также дореволюционных хозяйственных построек были отреставрированы и расчищены. Постройки советского времени декорированы росписями, отделкой зеркальными панелями, фактурным бетоном. Характер архитектуры уличного фасада корпуса 1 сохранен, фасад утеплен и решен в декоративной штукатурке и керамограните. В нишах фасада размещены декоративные панели из кортена, вдохновленные творчеством художников авангарда XX века. Этой же теме посвящена массивная декоративная композиция из кортена на углу улиц Чернышевского и Мустая Карима.
2-й квадрат: сквер
На когда-то заброшенном пустыре с неприглядными полуразрушенными гаражами и трубами теплотрассы в самом центре был спроектирован сквер с деревянной многоуровневой скамьей-амфитеатром и площадью для проведения концертов и мероприятий под открытым небом. Территория, окружающая главную «сцену», была отделена от прилегающего двора жилого дома зелеными холмами, оборудована скамьями и системой дорожек для пешеходов. При этом благоустроен двор жилого дома — памятника архитектуры эпохи конструктивизма: инвестор как раз приступил к поэтапной реставрации этого объекта наследия. Связанный с тремя окружающими квартал улицами, сквер стал своеобразным перекрестком «Арт-квадрата» и любимым местом отдыха горожан.
3-й квадрат: «морской порт»
Образован полуразрушенными гаражами и мастерскими и когда-то заканчивался тупиком. Здесь же сохранился аккуратный кирпичный полутораэтажный жилой дом конца XIX века. Характер квадрата транзитный: это извилистый пешеходный проход с расположенными на нем пиццериями, кофейнями и т.д. А главной темой стал «морской порт» и его окрестности, поэтому на эксплуатируемой кровле устроены композиции и переходы из морских контейнеров, а в оформление интегрированы элементы в виде якорей, фонарей и кнехтов. На уровне второго этажа 3-й квадрат связан с квадратами 1 и 4.
Морскую тему поддерживают и яркие граффити на стене, ведущей ко входу в 3-й «портовый» квадрат: в расчищенном боковом ответвлении прохода сформирована баскетбольная микро-площадка, чрезвычайно популярная среди молодежи и подростков, а рядом установлен бетонный тенистый стол — тоже никогда не пустующий.
4-й квадрат: «приусадебное хозяйство»
В дореволюционное время по адресу ул. Мустая Карима (ранее ул. Бекетовская 4 и 6) располагалась усадьба купца Хакимова с небольшой домовой мечетью, в состав которой также входили конюшни, амбары и погреба.
На момент работы над «Арт-квадратом» большая часть строений усадьбы находилась в полуразрушенном состоянии, были заняты офисами, тату-салоном, а в некоторых помещениях проживали люди. Кирпичные фасады были покрыты толстым слоем штукатурки, великолепные армо-кирпичные конструкции перекрытий — зашиты ГКЛ, сводчатый подвал завален мусором и залит водой.
В ходе работ исторические фасады и внутренние конструкции расчистили, а потолочные и кровельные перекрытия усилили. Раскрыли исторические отметки уровня двора, что позволило вернуть фасадам первоначальные пропорции. Раскрытая таким образом внутренняя структура здания в настоящее время используется как выставочное и ивент-пространство.
В узком внутреннем дворике между кирпичными фасадами возвышался трехэтажный надстрой — его сохранили, а фасад превратили в знаковый для проекта «желтый квадрат».
5-й квадрат: перспективы
Пустырь, заросший зеленью и засыпанный мусором, — вот чем является сейчас 5-й квадрат, территория дальнейшей экспансии проекта. С его освоением будет сформирована связь всех внутренних пространств с четвертой улицей, формирующей квартал; тем самым реализуется и связь с пешеходной зоной исторического ядра города — кварталом торговых рядов.
Мы предложили возвести здесь торговую зону из морских контейнеров, на втором уровне которого располагалась бы зона отдыха с летним бассейном и кафе. Одна из сторон этого блока формировала бы пешеходную связь с улицей Коммунистической, а другая позволяла сохранить дворовые пространства сохраняемой периметральной исторической застройки.
В целом проект очень живой: множество решений принималось на месте — в ходе расчистки оригинальной застройки от поздних наслоений или вскрытия конструкций перекрытий и кровель. От большинства решений по декорированию фасадов отказались, расчистив оригинальную кладку или увидев поразительно красивую осыпающуюся песчаную штукатурку советского довоенного периода. И в этом главное и бесценное достоинство проекта: он сделан силами местных, уфимских архитекторов и предпринимателей, которые знают и понимают свой город и относятся к его прошлому, настоящему и будущему с подлинной любовью и неравнодушием.