Железная дорога как «Великая Русская Река»
Это одно из двух графических эссе Citizenstudio, воплощенных в пространстве российского павильона в Венеции в рамках экспозиции «Станция Россия» на XVI Международной архитектурной биеннале в Венеции 2018 года.
2018
Российский павильон «Станция Россия» на XVI Международной архитектурной биеннале в Венеции
Архитектурная группа «Горожане/Citizenstudio» совместно с Modelmaking studio STUDIO 911
Первая инсталляция-эссе, размещенная на круговых платформах, называлась «Дихотомия(?)». Вторая, работающая с плоскостями стен, — «Великая Русская Река».
Информация от архитекторов:
Россия — самая большая по территории страна в мире. Она представляет собой огромное и по большей части свободное пространство. Хребтом этого пространства является железная дорога. Это река, с Запада на Восток протекающая через всю страну. И с Востока на Запад тоже. Большая часть населения страны расселена вдоль ее «русла». Эта артерия объединяет как Россию, так и континент в целом: от Атлантического до Тихого океана.
Протекая через все крупные города России, «Река» обнаруживает интересное противоречие. Объединяя населенные пункты страны, железная дорога для самих городов является скорее разделяющим фактором. Виной тому устаревшие технология и инфраструктура.
Дорогу сопровождает колоссальная зона отчуждения. Она окружена урбанистическим мусором: гаражами, сервисами, мелкими складами и просто одичавшими пустырями. Город вынужден ограждаться от «Реки» всеми доступными ему методами.
Наблюдая за «руслом», можно выделить несколько типов городов. Во-первых — города-центры. Это Москва и Санкт-Петербург — два истока «Реки» — начало российской железной дороги. Во-вторых — транзитные пункты: все крупные (и не очень) города, через которые «Река» проходит, попутно их рассекая. Также есть две крайние точки: Калининград и Владивосток — точки, где заканчиваются железные дороги России.
Все эти города объединяет описанная выше зона омертвения городской ткани, сопровождающая Дорогу. Это пространство, свободное не только от актуальной городской функции, но и от человека. Но оно таит в себе огромный потенциал развития для городов. При отношении к этому пространству как к ценности, оно может превратиться в пространство возможностей, в точки интенсивного развития Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы и других городов. Для всей страны изменение технологической концепции железнодорожного транспорта уже не только возможность, но и крайняя необходимость.
Транссибирская магистраль была построена в очень короткие сроки. За 26 лет на рубеже веков эта дорога связала целый континент. Но с тех пор мы продолжаем жить в транспортной концепции XIX века. Средняя скорость движения по «Реке» сегодня составляет 64 км/ч. Путь от Москвы до Владивостока занимает больше 6 суток. Очевидно, что при повышении скорости хотя бы в 2,5 раз, что далеко не является пределом для современной техники, значительно возрастет связь между городами и регионами. Для городов это означает превращение железной дороги в агломерационный транспорт.
Развитие интенсивности и скорости связей наполнит жизнью значительную территорию России. Ослабит миграцию населения в 2-3 мегаполиса. Вкупе с развитием общества пост-труда, пропадет необходимость жить в крупных городах. Достаточно доступа к транспортной артерии, чтобы снизить зависимость человека от экономических центров, при этом сохраняя мобильность граждан.
Развитие сети железных дорог и наполнение системы дополнительными «реками» позволит на этой основе создать значительно более равномерную систему расселения страны. Россия имеет возможность превращения связей, несущих нефть и газ, в связи, распределяющие жизненные и человеческие ресурсы. Это один из потенциалов Свободного Пространства России: превращение в пространство людей и пространство для человека. Изменив отношение, мы можем раскрыть истинную силу «Великой Русской Реки», превратив ее из городского изгоя в источник жизни как городов, так и всей Страны.