«Игра в ассоциации»: жилой квартал Russian Design District (RDD) в Новой Москве

Новый девелоперский проект с необычной дизайнерской концепцией: девять высотных домов созданы в коллаборации с ведущими деятелями российской культуры, спорта и дизайна. Главный архитектор проекта Станислав Кулиш воплотил в каждой из жилых башен свое виденье образа звездного соавтора, обыграл и отразил его характер и близкие ему ценности. Получилась своеобразная архитектурная игра, вполне оправдывающая название квартала.

расположение:

Москва, Ватутинки

фото: Павел Хоменко

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2020

реализация: 2023

площадь земельного участка:

4.33 га

площадь заcтройки: 7 948 м2

авторы проекта:

«ЛАБВА Про»/ Станислав Кулиш, Вадим Липатов, Магомед Пулатов, Дмитрий Жук, Мария Казаринова, Ольга Луговец

«Звездные соавторы» в архитектуре жилого кластера – остроумный маркетинговый ход. Жить в доме, «спроектированном» звездой спорта или кино приятно и безусловно необычно. Тем более что список соавторов проекта впечатляет: Ирина Винер, Игорь Чапурин, Валентин Юдашкин, Вика Газинская, Владимир Пирожков, Валерий Гергиев, Владимир Машков, Светлана Захарова и сестры Аверины. Люди в основном далекие от архитектуры, но при этом много добившиеся в самых разных областях и однозначно с ярким характером и имиджем.

Ключевые особенности образа каждого из «соавторов» Станислав Кулиш, глава архитектурной студии «ЛАБВА Про», переложил, по его словам, на язык архитектуры: где-то вышло более буквально (например, образ театрального занавеса на балконах в доме Владимира Машкова), где-то совсем иносказательно (строгие четкие формы и особая пластика у дома Ирины Винер-Усмановой), но в любом случае этот ход дал оправданно большой простор для создания квартала из вроде бы близких друг другу по стилю, но очень разных по облику и отделке домов.

Структура квартала строится вокруг центрального бульвара и МФЦ  в виде черного кристалла, наполненного спортивными, образовательными и социальными функциями. В частности в нем расположен Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой
Структура квартала строится вокруг центрального бульвара и МФЦ в виде черного кристалла, наполненного спортивными, образовательными и социальными функциями. В частности в нем расположен Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой

Авторы девелоперского проекта отдельно подчеркивают, что RDD с самого начала задумывался как проект, реализованный в основном при помощи российских компаний (83% материалов) и с использованием отечественных комплектующих, среди которых российское дерево, стекло, металл, алюминиевый профиль, алюмокомпозит, который, к слову, окрашен и браширован на разных зданиях совершенно по-разному. В дополнение к этим материалам цокольные этажи большинства башен облицованы армянским туфом разных цветов и оттенков, добавившем им приятной тактильности и природности. Из сочетания этих материалов и фактур и родились авторские решения зданий — каждое со своей легендой, которую Станислав Кулиш с явным удовольствием рассказывает.

«Дом Владимира Пирожкова», «Дом Владимира Машкова» и «Дом Валерия Гергиева» с черными фасадами
«Дом Владимира Пирожкова», «Дом Владимира Машкова» и «Дом Валерия Гергиева» с черными фасадами
«Дом Владимира Пирожкова»
«Дом Владимира Пирожкова»
Зеркальные панели и шторки на балконах на «Доме Владимира Машкова»
Зеркальные панели и шторки на балконах на «Доме Владимира Машкова»

Например, одна из двух овальных башен комплекса — дом Валерия Гергиева — облицована композитными панелями в черном цвете и глянцевом решении, что напоминает отполированную до блеска крышку рояля, а россыпь ламелей на балконных ограждениях перекликается с образом струн фортепьяно, а может быть и с нотным станом. Плавности силуэта удалось добиться за счет кассет из алюмокомпозита радиальной формы. В классическом строгом лобби драматургии добавляет арт-инсталляция из света и зеркал, обыгрывающая тему сценического света.

Расположенный рядом дом Владимира Пирожкова, известного российского промышленного дизайнера, сделан с акцентом на технологичность и при этом на натуральность: здесь в отделке использованы алюмокомпозитные плиты акварельного золотистого оттенка, а балконы украшены словно плетеными экранами. Лобби планируется украсить металлическими перфорированными панелями с фрактальными рисунками.

Дом актера Владимира Машкова выглядит гораздо более многословным и броским, может быть даже слишком: это хорошо отражает профессию звездного соавтора. Фасад украшают зеркальные вставки с граненными треугольниками, а балконные экраны представляют собой будто бы складчатые шторы, но сделанные из перфорированного металла. Архитектор Станислав Кулиш, склонный к поэтическим трактовками, рассказал об образе и вдохновении: шторы — это, конечно, театральные занавесы, а множащиеся в треугольных зеркалах отражения — те сотни обликов, которые принимают актеры.

«Дом Игоря Чапурина»
«Дом Игоря Чапурина»
Справа светлый «Дом Авериных» и за ним «Дом Игоря Чапурина», сделанные на едином стилобате.
Справа светлый «Дом Авериных» и за ним «Дом Игоря Чапурина», сделанные на едином стилобате.
Игра света и тени на орнаментах «Дома сестер Авериных»
Игра света и тени на орнаментах «Дома сестер Авериных»

Дом Игоря Чапурина обыгрывает fashion-эстетику в архитектуре: броская геометрия, четкий силуэт, эффектный заметный цвет, который очень зависит от погоды, — в пасмурный день он ближе к коричневому, в солнечный — к конструктивистскому красному.

Замыкает первый ряд домов, три из которых объединены общим стилобатом, светлыое здание сестер Авериных с декоративными вставками с орнаментом, напоминающим об ар деко. Про него Станислав Кулиш рассказывает совсем романтично: «элементы декора дома — белая и черная лилия — как две сестры — талантливые спортсменки. Поддерживая друг друга и конкурируя, они добиваются высочайших результатов. Рисунок белой лилии проступает, когда мы смотрим под одним углом, но стоит смениться освещению, как появляется контражур и работает черная лилия». Удивительно, но в игре света и тени это действительно ровно так и выглядит.

МФЦ «Кристалл» с центром художественной гимнастики
МФЦ «Кристалл» с центром художественной гимнастики
Фрагмент навершия «Кристалла»
Фрагмент навершия «Кристалла»
«Дом Валентина Юдашкина» с мягким золотом и плиссировками
«Дом Валентина Юдашкина» с мягким золотом и плиссировками

Важным визуальным акцентом квартала и его смысловым центром стал Центр развития и спорта Ирины Винер – здание со сложным завершением кристаллической формы, собранным из триангулированных плоскостей цвета черного обсидиана. Неповторяющиеся сочленения граней кристалла придают всей конструкции визуальную динамику — с любого ракурса он смотрится по-разному, в том числе и с верхних этажей окружающих жилых домов. Некоторые элементы фрактальны и имеют различие в окраске, в результате чего возникает эффект трехмерной объемной трансформации плоскости: например, на одной из граней в определенном ракурсе создается эффект выдвинутых из плоскости 3D-параллелепипедов.

В основе конструкции — стальной шаростержневой каркас, облицованный глянцевыми алюминиевыми панелями. Чтобы воплотить все архитектурные решения сложносочиненной постройки, были задействованы 8 российских заводов (из Калуги, Подольска, Малоярославца, Новосибирска).

Прямо к центру спорта примыкает «Дом Валентина Юдашкина» и во многом подхватывает сложную форму кристалла, тоже прорастая гранями балконов и «плиссировкой» верхних этажей. Гамма: белый с приглушенным деликатным золотом, вполне в духе кутюрье, памятником стиля которого он стал.

Дизайнерский бульвар, вдоль которого расположены здания, обыгран как музей под открытым небом. Среди благоустроенных пространств, чья архитектура и малые формы вдохновлены искусством русского авангарда, уже к открытию разместили отобранные куратором Сабиной Чагиной работы российских паблик-арт художников и скульпторов современности: Дмитрия Аске, Ивана Горшкова, Андрея Люблинского и Максима Свищева.

Дом Вики Газинской», «Дом Ирины Винер» и «Дом Светланы Захаровой».
Дом Вики Газинской», «Дом Ирины Винер» и «Дом Светланы Захаровой».
«Дом Ирины Винер»
«Дом Ирины Винер»
«Дом Светланы Захаровой»
«Дом Светланы Захаровой»
«Дом Вики Газинской»
«Дом Вики Газинской»

Замыкают бульвар со стороны леса, (а квартал примыкает к огромному лесопарку деревни Ватутинки) три дома с соавторами-женщинами: Вики Газинской, Ирины Винер и Светланы Захаровой.

Дом дизайнера одежды Вики Газинской отражает ее ценности и ее подход к профессии: комфорт и экологичность. Дом имеем овальный план, скругленные фасады, выглядит лаконичнее и минималистичнее своих собратьев и выдержан в природных тонах.

Дом Ирины Винер с четкими строгими гранями иллюстрирует ее подход к работе, но не без поэзии: глянцевый, отражающий окружение фасад, должен символизировать ее заботу о тех, с кем она работает, ее умение раствориться в профессии, а еще умение блистать. «Улыбка на лице гимнастки во время программы — это символ. Символ победы, которую она уже завоевала, работая над собой. Поэтому мой дом будет блистать. Блистать и улыбаться!», - прокомментировала образ Ирина Винер.

Дом прима-балерины Светланы Захаровой сделан элегантным, но с «твердым характером» - без него в балете никуда. Он обращен к лесу и открывается первым, для тех кто возвращается с прогулки: стройный и сдержанный.

Дизайнерский бульвар в квартале
Дизайнерский бульвар в квартале
Государственный десткий сад -стал частью ансамбля.
Государственный десткий сад -стал частью ансамбля.
Скульптура Андрея Люблинского «Художественно-пространственное ориентирование»
Скульптура Андрея Люблинского «Художественно-пространственное ориентирование»
Скульптура Дмитрия Аске «Зов сердца». в честь пресс-конференции у нее на время появился живой двойник.
Скульптура Дмитрия Аске «Зов сердца». в честь пресс-конференции у нее на время появился живой двойник.

«Чтобы разработать все эти образы, мне пришлось словно психологу погрузиться в характер каждого из тех, чьим именем назван дом», – рассказывал на пресс-конференции в честь открытия квартала архитектор проекта Станислав Кулиш. И явно он получил удовольствием от этой «игры в ассоциации», а застройщик получил квартал, где все дома бесспорно связаны друг с другом (например, материалами) в один ансамбль, но каждый при этом выделяется со своим характером.

И хотя квартал на первый взгляд кажется слишком затейливым (здесь требуется постоянный гид, рассказывающий об образах и вдохновении), по сравнению с однообразной окружающей застройкой Новой Москвы он смотрится диковиной и новой достопримечательность, особенно если добавить дизайн бульвар со скульптурой и обещанными арт-мероприятиями. А к этом девелопер и стремился: создать незаурядную среду.

читать на тему: