Игровое пространство «Детский остров» в детском саду г. Саров

Необычная история появления яркого дизайнерского игрового пространства в государственном детском саду закрытого города Саров.

расположение:

г. Саров, Нижегородская обл., МБДОУ «Детский Сад №16»

фото: MERA makers

проектирование:

2020

реализация:
2021

авторы проекта:

MERA makers/ Алексей Меркушев, Мария Зимина

Описание от архитекторов:

В интерьере пространства open-space было выделено 10 кв. м под зону игровой площадки, такие ограничение были наложены из-за конфигурации помещения и путей эвакуации.

Перед началом создания концепции мы встретились с детьми в этом детском саду и попросили их пофантазировать на тему “Что я буду делать на своем собственном маленьком острове?”. Тогда еще даже не было разговоров о пандемии, поэтому тема ограниченного пространства, на котором должна была получиться полноценная игровая площадка, была вызвана только реальным ограничением по площади. Но поскольку само проектирование площадки происходило именно во время карантина, то тема ограниченного пространства получила еще один смысл.

Мы проанализировали рисунки детей и активности, которые им были интересны. Именно смысл активностей мы оформили в игровые модули. Например, сидеть в домике - в домик на дереве, наблюдать в бинокль за морскими пиратами - в маяк, лазить по горам - в трап, спрятаться в пещеру - в нишу, пробираться сквозь джунгли - в лестницу, купаться в море - в ландшафтную раковину.

На некоторых рисунках дети рисовали себя с друзьями, на других - только себя, поэтому в комплексе есть как места для массовой игры, так и для уединения. В итоге весь комплекс собран из 8 независимых модулей, соединенных между собой при монтаже.

Проектируя площадку, мы ставили перед собой задачу создать пространство не только для быстрой и активной игры, где развиваются физические навыки, но и для умственного развития, когда нужно подумать, спланировать, исследовать. Например, мы намеренно не делали горку в проекте, но зато сделали трап с поперечными перекладинами. Когда мы наблюдали за игрой детей, то увидели, как они очень быстро сообразили, что можно взять мягкий элемент (из ниши) и на нем скатываться с трапа, как с горки. Таким образом цикл “подняться, чтобы спуститься” завершен и выполнено это не привычным всем способом.

У этой площадки три уровня игры, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по силам и постепенно, знакомясь с площадкой, осваивал ее целиком. И даже тот, кто боится забираться наверх, находясь на полу (самый нижний уровень) он тоже в игре. Комплекс полностью выполнен из фанеры. Нам был важен минималистичный внешний вид и отсутствие внешних креплений по двум причинам: безопасность детей и эстетика. Поэтому на внешних фасадах в принципе нет ни одного самореза или любого другого крепления, ни открытых, ни спрятанных - вся конструкция собрана системой шип-паз и только между собой внутри модули крепятся на  саморезы.

Минималистичный внешний вид был важен и из-за подхода к созданию такого игрового пространства, в котором нет ничего лишнего, отвлекающего, где много мелких деталей. Поэтому мы делали упор на создание многопланового пространства, в котором с каждым шагом открывается новый вид, новая композиция, новая история. В таком пространстве дети могут сосредоточиться на процессе игры, на проживании каждого действия, не отвлекаясь на внешние факторы.

К фанере мы добавили несколько элементов из цветного оргстекла. Один из них - это окошко с подвижной “шторкой”, при перемещении которой дети могут смотреть на мир сквозь разные цвета. Вторая функция этих окон - возможность для воспитателей наблюдать за детьми и не отвлекать их от игры своим присутствием.

Мы добавили зеркала в игровом пространстве, они висят в труднодоступном месте, но играют свою роль в изучении окружающего мира и наблюдении за ним:  в них не получится смотреть с привычного положения, стоя перед мойкой, зато, забравшись наверх, можно посмотреть на свое отражение сквозь цветное оргстекло или увидеть окружающий мир в новом ракурсе.

В игровом комплексе появился такой элемент как вода- то, с чем интересно взаимодействовать, слушать, смотреть, и что вызывает новые эмоции даже от того,  что играть с ней можно там, где никто не привык это делать. Ландшафтная раковина находится прямо в игровом пространстве рядом с комплексом и более того, она является частью концепции: если есть "остров", то вокруг него есть вода.

читать на тему: