Игровые площадки в образовательном комплексе «Точка будущего» в Иркутске

Создание детской игровой зоны в инновационном образовательном комплексе нового образца – задача амбициозная и нетривиальная. Помимо того, что нужно следовать современным тенденциям в организации детских площадок, соответствовать нестандартному подходу к образованию в «школе будущего», требуется учитывать и имеющиеся ресурсы для их реализации в регионе. Местом для строительства образовательного комплекса был выбран город Иркутск, а появление в нем комплекса «Точка будущего» задало новый уровень для объектов образования в целом и детских игровых зон в частности.

расположение:

г. Иркутск, территория комплекса «Точка будущего»

фото:
Динара Ильина, Степан Турик, «Точка будущего»

проектирование:

2018-2019

реализация:
2019-2020

количество площадок:

10

авторы проекта:

Агентство развития территорий «Градостроительная школа» / А. Козак, И. Еременко, Д. Золотухина, К. Золотухина, А. Шешукова, Е. Верхозин, А. Цыбенов, при участии М. Меерович, Е. Ямова, С. Колосовский, А. Ковалев

ГК «Палп-Норд» / Т. Лиходиевская, Г. Снимщиков

конструкторы:
Т. Плескань, А. Кренделев, Н. Карпов, А. Соржеева

Информация от архитекторов:

Необходимым условием техзадания от заказчика было использовать игровые элементы индивидуального изготовления, избегая типовых решений. Не менее важным было привлечь местных проектировщиков и изготовителей, которыми стали иркутское Агентство развития территорий «Градостроительная школа» и группа компаний «Палп-Норд». 

Так создание образовательного комплекса «Точка будущего» в Иркутске стало прорывом не только для сферы образования и строительства школ, но и для тех, кто работает с игровым оборудованием. Раньше жителям регионов были доступны только детские площадки из каталогов российских производителей, и на момент проектирования только три изготовителя по всей России обладали необходимыми сертификатами соответствия. Благодаря же предложенному подходу удалось избежать типовых решений и силами местных производителей создать уникальный набор детских площадок, дополняющих образ образовательного комплекса будущего. 

Тематика, стилистика и наполнение каждой из площадок, а также сценарий игры продумывались на этапе эскизного проекта. Далее все элементы «присаживались» на площадки, задавались их габариты и основные материалы. Команда конструкторов и консультантов по нормативам к детскому оборудованию занимались разработкой рабочей документации, проекты элементов оборудования подгонялись под ассортимент изготовителя, конструктивные решения унифицировались, разрабатывалась техническая документация для получения необходимых сертификатов на соответствие. Всего в рамках проекта было разработано 58 уникальных элементов, 28 из которых успешно прошли сертификацию.

В результате детская игровая зона образовательного комплекса состоит из 10 отдельных игровых площадок, различающихся по форме и выбранной стилистике. Оформление и тематика площадок воспроизводят уникальное природное разнообразие Байкальского региона, городскую среду в мини-формате, экспериментарий на открытом воздухе, физические явления и сказочные мотивы, пространства для ручного труда и освоения новых профессий. Поэтому, в зависимости от выбранной темы, на одних площадках активно используется искусственный ландшафт в качестве основного игрового элемента, на других — сложносочиненные игровые комплексы футуристичной формы, механизмы и приспособления, традиционные и фантазийные формы, отсылающие к той или иной истории.

Образовательный комплекс «Точка будущего» с зоной детских игровых площадок. Игровая зона для дошкольников занимает целый сектор на северо-западной части территории. Оно предполагает многофункциональность, несколько сценариев для игры, учитывает разный возраст, интересы, характер и физические способности детей, выполнено преимущественно из натуральных природных материалов, дает место для фантазии и помогает в развитии ребенка. За пределами стен школы процесс образования продолжается, но уже в игровом формате на открытых игровых площадках
Образовательный комплекс «Точка будущего» с зоной детских игровых площадок. Игровая зона для дошкольников занимает целый сектор на северо-западной части территории. Оно предполагает многофункциональность, несколько сценариев для игры, учитывает разный возраст, интересы, характер и физические способности детей, выполнено преимущественно из натуральных природных материалов, дает место для фантазии и помогает в развитии ребенка. За пределами стен школы процесс образования продолжается, но уже в игровом формате на открытых игровых площадках

На каждой площадке присутствует навес и место для группового сбора, есть пространство для активных игр или спокойного времяпрепровождения. Игровое оборудование подобрано с учетом развития как физических особенностей ребенка (вестибулярный аппарат, ловкость и физические навыки), так и мелкой моторики, тактильных ощущений. Важной функцией является способствование развитию воображения и любопытства, наблюдательности и фантазии. Инклюзивность — одно из необходимых требований для игровых пространств, поэтому дети с особенностями развития могут играть на этих площадках на равных правах с остальными ребятами. Здесь нет и разделения по возрасту: на каждой площадке предусмотрено оборудование от 3 до 12 лет, чтобы малыши могли чему-то научиться у детей постарше, а те, в свою очередь, могли присматривать за младшими.

На площадке «Волны» предлагается почувствовать себя покорителем сурового моря, перебегая через искусственный ручей до рыбацкого кораблика и «островков» по корягам и речным камушкам — традиционным элементам байкальского побережья. Дети могут играть с водой, направляя ее потоки, пробираться сквозь препятствия и изучать строение корпуса корабля, а любители побыть в тишине — сидеть на «берегу» и наблюдать за активными действиями «на море».

Площадки «Волны» и «Рыбацкая деревенька», эскизный проект
Площадки «Волны» и «Рыбацкая деревенька», эскизный проект
На соседней площадке «Рыбацкая деревенька» дети превращаются в жителей ремесленного городка: с большими и маленькими зданиями, дорогой и площадью, фонарями, лавочками, указателями и даже почтовым ящиками. В соответствующих домиках можно поиграть в «профессии», имитируя жизнь на центральной площади города в мини-формате, устраивать ярмарки и мероприятия, учиться правилам дорожного движения, выращивать растения в зоне сельского хозяйства, переходить из домика в домик по улице, выглядывать в окна и наблюдать за происходящим в «общественном пространстве» изнутри дома
На соседней площадке «Рыбацкая деревенька» дети превращаются в жителей ремесленного городка: с большими и маленькими зданиями, дорогой и площадью, фонарями, лавочками, указателями и даже почтовым ящиками. В соответствующих домиках можно поиграть в «профессии», имитируя жизнь на центральной площади города в мини-формате, устраивать ярмарки и мероприятия, учиться правилам дорожного движения, выращивать растения в зоне сельского хозяйства, переходить из домика в домик по улице, выглядывать в окна и наблюдать за происходящим в «общественном пространстве» изнутри дома
Площадка «Раздолье» — свободная и самая просторная площадка для групповых игр на открытом воздухе. Это открытая поляна, обрамленная пеньками и бревнами с большой качелей посередине. Качаться на которой, кстати, в одиночку не получится: нужна будет помощь товарища, а для нахождения баланса придется договариваться друг с другом
Площадка «Раздолье» — свободная и самая просторная площадка для групповых игр на открытом воздухе. Это открытая поляна, обрамленная пеньками и бревнами с большой качелей посередине. Качаться на которой, кстати, в одиночку не получится: нужна будет помощь товарища, а для нахождения баланса придется договариваться друг с другом
Порой не требуется много специального оборудования, чтобы занять детей. Иногда достаточно просто дать им место выплеснуть свою энергию и бегать, как угорелым, пока не набегаются. На этой площадке такое возможно. Для групповых сборов и игр устроен небольшой амфитеатр из пеньков под навесами, а побегать дети могут по дорожкам, тоже устроенным из пеньков (только зарытых в землю). А еще здесь на открытой поляне «пасутся» овечки-качалки, как в настоящем поле
Порой не требуется много специального оборудования, чтобы занять детей. Иногда достаточно просто дать им место выплеснуть свою энергию и бегать, как угорелым, пока не набегаются. На этой площадке такое возможно. Для групповых сборов и игр устроен небольшой амфитеатр из пеньков под навесами, а побегать дети могут по дорожкам, тоже устроенным из пеньков (только зарытых в землю). А еще здесь на открытой поляне «пасутся» овечки-качалки, как в настоящем поле

На площадке «Валуны» главным объектом для игр является большой зеленый холм. Он имеет разный характер склонов: каменистые и крутые, пологие и мягкие травянистые, ярусные ступенчатые. Укрепление склонов выполнено из деревянных бревен. Спускаться и подниматься по холму можно разными способами: от легкого по пологому склону и ступеням до сложного — по горкам и лазалкам с препятствиями. Здесь каждый может выбрать маршрут по своим способностям: вокруг много свободного места для разгонов и спусков.

Прототипом русской бревенчатой крепости или острога, характерного для сибирских городов, стала следующая площадка — «Терем». Башни в двух уровнях и переходы между ними выстраиваются в единый игровой комплекс, а многообразие форм и объемов создает увлекательное пространство для детских игр. В комплексе использованы декоративные элементы, характерные для традиционной русской архитектуры: ограждения в форме частокола и мостки-переходы между башнями. К тому же башни находятся выше других площадок: с них можно наблюдать за происходящим на всей игровой зоне. «Терем» — идеальная декорация для захват и защиты крепости! Ну, а для спокойных игр можно использовать качели и гамак
Прототипом русской бревенчатой крепости или острога, характерного для сибирских городов, стала следующая площадка — «Терем». Башни в двух уровнях и переходы между ними выстраиваются в единый игровой комплекс, а многообразие форм и объемов создает увлекательное пространство для детских игр. В комплексе использованы декоративные элементы, характерные для традиционной русской архитектуры: ограждения в форме частокола и мостки-переходы между башнями. К тому же башни находятся выше других площадок: с них можно наблюдать за происходящим на всей игровой зоне. «Терем» — идеальная декорация для захват и защиты крепости! Ну, а для спокойных игр можно использовать качели и гамак
Площадка «Терем». Эскизный проект
Площадка «Терем». Эскизный проект
Площадка «Бурелом». Эскизный проект
Площадка «Бурелом». Эскизный проект

У детей богатое воображение, поэтому зачастую не нужно им что-то диктовать или придумывать за них, чем заняться. Отражением такого подхода стала площадка «Бурелом», состоящая из хаотично разбросанных бревен. По кругу площадки выстроен маршрут из бревенчатых препятствий с ключевым комплексом — деревянными гнездами на возвышении. Из раскиданных бревен можно собирать и строить свои фигуры, а потом их ломать и собирать заново. В этой площадке бревно — не статичный, а очень хаотичный элемент, даже брусья в стенах павильона не стоят на месте, а крутятся вокруг своей оси, как скалки. Это заставляет детей больше трогать, двигать, щупать, крутить, передвигать — и составлять все по-своему.

Одна из самых зеленых площадок состоит из зеленых кочек-холмов, в которых устраиваются давшие площадке название «норы», сквозные пролазы и горки. По верхушкам холмов можно бегать, скатываться и переходить с кочки на кочку, перебегать по камушкам и пенькам, через тоннель – и в домик
Одна из самых зеленых площадок состоит из зеленых кочек-холмов, в которых устраиваются давшие площадке название «норы», сквозные пролазы и горки. По верхушкам холмов можно бегать, скатываться и переходить с кочки на кочку, перебегать по камушкам и пенькам, через тоннель – и в домик
Одно из преимуществ использования ландшафтных форм в этом случае заключается в том, что с наступлением зимы они по-прежнему смогут использоваться в качестве игровой декорации — только поменяют цвет своего покрова с зеленого травянистого на снежный белый. А перебегать и скатываться по ним будет все так же весело!
Одно из преимуществ использования ландшафтных форм в этом случае заключается в том, что с наступлением зимы они по-прежнему смогут использоваться в качестве игровой декорации — только поменяют цвет своего покрова с зеленого травянистого на снежный белый. А перебегать и скатываться по ним будет все так же весело!
На площадке «Раскопки» три разных по форме песочницы соединены стенками «разрушенного» здания, по периметру стен которого можно бегать и перебираться из одной песочницы в другую. Песочница для малышей обособлена от других; в песочнице для детей постарше можно отрыть паззл-ископаемое в виде мамонта, которые раньше действительно водились в этих краях. В большой же песочнице сымитирован процесс добычи песка и его транспортировки, здесь работа с песком – уже не игра, а серьезное дело. Все песочницы находятся под навесами, а групповые сборы могут проходить в стенах еще не достроенного кирпичного здания. Бортики и проходы к песочницам – тоже часть игры: по тактильным шаговым дорожкам можно перебегать из одной песочницы в другую, а по разноуровневым бортикам — бегать, сидеть на них или прятаться за ними
На площадке «Раскопки» три разных по форме песочницы соединены стенками «разрушенного» здания, по периметру стен которого можно бегать и перебираться из одной песочницы в другую. Песочница для малышей обособлена от других; в песочнице для детей постарше можно отрыть паззл-ископаемое в виде мамонта, которые раньше действительно водились в этих краях. В большой же песочнице сымитирован процесс добычи песка и его транспортировки, здесь работа с песком – уже не игра, а серьезное дело. Все песочницы находятся под навесами, а групповые сборы могут проходить в стенах еще не достроенного кирпичного здания. Бортики и проходы к песочницам – тоже часть игры: по тактильным шаговым дорожкам можно перебегать из одной песочницы в другую, а по разноуровневым бортикам — бегать, сидеть на них или прятаться за ними
Формат «экспериментария» на открытом воздухе воплощен на площадке «Радуга». Здесь происходит знакомство детей с физикой, оптикой, иллюзиями, преломлением света, звуком. Площадка представляет собой лабиринт, на стенах которого закреплены различные элементы развивающего оборудования для детей всех возрастов. Благодаря использованию различных материалов, звуковых и оптических устройств, паттернов ребенок начинает наблюдать, изучать, обращать внимание на основные физические явления, может сам придумывать и создавать необычные узоры и формы. Это самая насыщенная по оборудованию площадка: тут дети могут разучивать цвета и наблюдать за их игрой в тенях, использовать звуковые эффекты, собирать паззлы, смотреть в уличный калейдоскоп, использовать стены крытого павильона для игры и обучающих занятий, рисовать на стенах, следить за отражениями и бликами
Формат «экспериментария» на открытом воздухе воплощен на площадке «Радуга». Здесь происходит знакомство детей с физикой, оптикой, иллюзиями, преломлением света, звуком. Площадка представляет собой лабиринт, на стенах которого закреплены различные элементы развивающего оборудования для детей всех возрастов. Благодаря использованию различных материалов, звуковых и оптических устройств, паттернов ребенок начинает наблюдать, изучать, обращать внимание на основные физические явления, может сам придумывать и создавать необычные узоры и формы. Это самая насыщенная по оборудованию площадка: тут дети могут разучивать цвета и наблюдать за их игрой в тенях, использовать звуковые эффекты, собирать паззлы, смотреть в уличный калейдоскоп, использовать стены крытого павильона для игры и обучающих занятий, рисовать на стенах, следить за отражениями и бликами
Площадка «Орбита». Эскизный проект
Площадка «Орбита». Эскизный проект

Наконец, площадка «Орбита», которая представляет собой уменьшенную модель Солнечной системы, выполнена в цветных покрытиях, где планеты — выступающие полусферы, а Солнце — объемная резная скульптура, вокруг которой все крутится. Расположение игровых элементов совпадает с расположением планет и их спутников, а также делает отсылку на характерные их свойства. Это помогает детям больше узнавать об устройстве космического мира и буквально прикоснуться к недоступным простому человеку далеким небесным телам. Оборудование крутится, вертится, жужжит и перекатывается. А навес на площадке — футуристичная обсерватория, пронизанная светом от проникающих внутрь солнечных лучей.

Лучшим подтверждением, что игровые площадки успешно выполняют поставленные задачи, является признание родителей учеников, что дети не хотят уходить отсюда домой и даже просятся поиграть сюда в выходные. «В воскресенье школа не работает, двери закрыты, придется нам остаться дома», — говорит мама. «Ну и что, площадки-то все равно открыты», — отвечает сын.

читать на тему: