Игровые площадки в образовательном комплексе «Точка будущего» в Иркутске

Создание детской игровой зоны в инновационном образовательном комплексе нового образца – задача амбициозная и нетривиальная. Помимо того, что нужно следовать современным тенденциям в организации детских площадок, соответствовать нестандартному подходу к образованию в «школе будущего», требуется учитывать и имеющиеся ресурсы для их реализации в регионе. Местом для строительства образовательного комплекса был выбран город Иркутск, а появление в нем комплекса «Точка будущего» задало новый уровень для объектов образования в целом и детских игровых зон в частности.

расположение:

г. Иркутск, территория комплекса «Точка будущего»

фото:
Динара Ильина, Степан Турик, «Точка будущего»

проектирование:

2018-2019

реализация:
2019-2020

количество площадок:

10

авторы проекта:

Агентство развития территорий «Градостроительная школа» / А. Козак, И. Еременко, Д. Золотухина, К. Золотухина, А. Шешукова, Е. Верхозин, А. Цыбенов, при участии М. Меерович, Е. Ямова, С. Колосовский, А. Ковалев

ГК «Палп-Норд» / Т. Лиходиевская, Г. Снимщиков

конструкторы:
Т. Плескань, А. Кренделев, Н. Карпов, А. Соржеева

Информация от архитекторов:

Необходимым условием техзадания от заказчика было использовать игровые элементы индивидуального изготовления, избегая типовых решений. Не менее важным было привлечь местных проектировщиков и изготовителей, которыми стали иркутское Агентство развития территорий «Градостроительная школа» и группа компаний «Палп-Норд». 

Так создание образовательного комплекса «Точка будущего» в Иркутске стало прорывом не только для сферы образования и строительства школ, но и для тех, кто работает с игровым оборудованием. Раньше жителям регионов были доступны только детские площадки из каталогов российских производителей, и на момент проектирования только три изготовителя по всей России обладали необходимыми сертификатами соответствия. Благодаря же предложенному подходу удалось избежать типовых решений и силами местных производителей создать уникальный набор детских площадок, дополняющих образ образовательного комплекса будущего. 

Тематика, стилистика и наполнение каждой из площадок, а также сценарий игры продумывались на этапе эскизного проекта. Далее все элементы «присаживались» на площадки, задавались их габариты и основные материалы. Команда конструкторов и консультантов по нормативам к детскому оборудованию занимались разработкой рабочей документации, проекты элементов оборудования подгонялись под ассортимент изготовителя, конструктивные решения унифицировались, разрабатывалась техническая документация для получения необходимых сертификатов на соответствие. Всего в рамках проекта было разработано 58 уникальных элементов, 28 из которых успешно прошли сертификацию.

В результате детская игровая зона образовательного комплекса состоит из 10 отдельных игровых площадок, различающихся по форме и выбранной стилистике. Оформление и тематика площадок воспроизводят уникальное природное разнообразие Байкальского региона, городскую среду в мини-формате, экспериментарий на открытом воздухе, физические явления и сказочные мотивы, пространства для ручного труда и освоения новых профессий. Поэтому, в зависимости от выбранной темы, на одних площадках активно используется искусственный ландшафт в качестве основного игрового элемента, на других — сложносочиненные игровые комплексы футуристичной формы, механизмы и приспособления, традиционные и фантазийные формы, отсылающие к той или иной истории.

Образовательный комплекс «Точка будущего» с зоной детских игровых площадок. Игровая зона для дошкольников занимает целый сектор на северо-западной части территории. Оно предполагает многофункциональность, несколько сценариев для игры, учитывает разный возраст, интересы, характер и физические способности детей, выполнено преимущественно из натуральных природных материалов, дает место для фантазии и помогает в развитии ребенка. За пределами стен школы процесс образования продолжается, но уже в игровом формате на открытых игровых площадках
Образовательный комплекс «Точка будущего» с зоной детских игровых площадок. Игровая зона для дошкольников занимает целый сектор на северо-западной части территории. Оно предполагает многофункциональность, несколько сценариев для игры, учитывает разный возраст, интересы, характер и физические способности детей, выполнено преимущественно из натуральных природных материалов, дает место для фантазии и помогает в развитии ребенка. За пределами стен школы процесс образования продолжается, но уже в игровом формате на открытых игровых площадках

На каждой площадке присутствует навес и место для группового сбора, есть пространство для активных игр или спокойного времяпрепровождения. Игровое оборудование подобрано с учетом развития как физических особенностей ребенка (вестибулярный аппарат, ловкость и физические навыки), так и мелкой моторики, тактильных ощущений. Важной функцией является способствование развитию воображения и любопытства, наблюдательности и фантазии. Инклюзивность — одно из необходимых требований для игровых пространств, поэтому дети с особенностями развития могут играть на этих площадках на равных правах с остальными ребятами. Здесь нет и разделения по возрасту: на каждой площадке предусмотрено оборудование от 3 до 12 лет, чтобы малыши могли чему-то научиться у детей постарше, а те, в свою очередь, могли присматривать за младшими.

На площадке «Волны» предлагается почувствовать себя покорителем сурового моря, перебегая через искусственный ручей до рыбацкого кораблика и «островков» по корягам и речным камушкам — традиционным элементам байкальского побережья. Дети могут играть с водой, направляя ее потоки, пробираться сквозь препятствия и изучать строение корпуса корабля, а любители побыть в тишине — сидеть на «берегу» и наблюдать за активными действиями «на море».

Площадки «Волны» и «Рыбацкая деревенька», эскизный проект
Площадки «Волны» и «Рыбацкая деревенька», эскизный проект
На соседней площадке «Рыбацкая деревенька» дети превращаются в жителей ремесленного городка: с большими и маленькими зданиями, дорогой и площадью, фонарями, лавочками, указателями и даже почтовым ящиками. В соответствующих домиках можно поиграть в «профессии», имитируя жизнь на центральной площади города в мини-формате, устраивать ярмарки и мероприятия, учиться правилам дорожного движения, выращивать растения в зоне сельского хозяйства, переходить из домика в домик по улице, выглядывать в окна и наблюдать за происходящим в «общественном пространстве» изнутри дома
На соседней площадке «Рыбацкая деревенька» дети превращаются в жителей ремесленного городка: с большими и маленькими зданиями, дорогой и площадью, фонарями, лавочками, указателями и даже почтовым ящиками. В соответствующих домиках можно поиграть в «профессии», имитируя жизнь на центральной площади города в мини-формате, устраивать ярмарки и мероприятия, учиться правилам дорожного движения, выращивать растения в зоне сельского хозяйства, переходить из домика в домик по улице, выглядывать в окна и наблюдать за происходящим в «общественном пространстве» изнутри дома
Площадка «Раздолье» — свободная и самая просторная площадка для групповых игр на открытом воздухе. Это открытая поляна, обрамленная пеньками и бревнами с большой качелей посередине. Качаться на которой, кстати, в одиночку не получится: нужна будет помощь товарища, а для нахождения баланса придется договариваться друг с другом
Площадка «Раздолье» — свободная и самая просторная площадка для групповых игр на открытом воздухе. Это открытая поляна, обрамленная пеньками и бревнами с большой качелей посередине. Качаться на которой, кстати, в одиночку не получится: нужна будет помощь товарища, а для нахождения баланса придется договариваться друг с другом
Порой не требуется много специального оборудования, чтобы занять детей. Иногда достаточно просто дать им место выплеснуть свою энергию и бегать, как угорелым, пока не набегаются. На этой площадке такое возможно. Для групповых сборов и игр устроен небольшой амфитеатр из пеньков под навесами, а побегать дети могут по дорожкам, тоже устроенным из пеньков (только зарытых в землю). А еще здесь на открытой поляне «пасутся» овечки-качалки, как в настоящем поле
Порой не требуется много специального оборудования, чтобы занять детей. Иногда достаточно просто дать им место выплеснуть свою энергию и бегать, как угорелым, пока не набегаются. На этой площадке такое возможно. Для групповых сборов и игр устроен небольшой амфитеатр из пеньков под навесами, а побегать дети могут по дорожкам, тоже устроенным из пеньков (только зарытых в землю). А еще здесь на открытой поляне «пасутся» овечки-качалки, как в настоящем поле

На площадке «Валуны» главным объектом для игр является большой зеленый холм. Он имеет разный характер склонов: каменистые и крутые, пологие и мягкие травянистые, ярусные ступенчатые. Укрепление склонов выполнено из деревянных бревен. Спускаться и подниматься по холму можно разными способами: от легкого по пологому склону и ступеням до сложного — по горкам и лазалкам с препятствиями. Здесь каждый может выбрать маршрут по своим способностям: вокруг много свободного места для разгонов и спусков.

Площадка «Терем». Эскизный проект
Площадка «Терем». Эскизный проект
Прототипом русской бревенчатой крепости или острога, характерного для сибирских городов, стала следующая площадка — «Терем». Башни в двух уровнях и переходы между ними выстраиваются в единый игровой комплекс, а многообразие форм и объемов создает увлекательное пространство для детских игр. В комплексе использованы декоративные элементы, характерные для традиционной русской архитектуры: ограждения в форме частокола и мостки-переходы между башнями. К тому же башни находятся выше других площадок: с них можно наблюдать за происходящим на всей игровой зоне. «Терем» — идеальная декорация для захват и защиты крепости! Ну, а для спокойных игр можно использовать качели и гамак
Прототипом русской бревенчатой крепости или острога, характерного для сибирских городов, стала следующая площадка — «Терем». Башни в двух уровнях и переходы между ними выстраиваются в единый игровой комплекс, а многообразие форм и объемов создает увлекательное пространство для детских игр. В комплексе использованы декоративные элементы, характерные для традиционной русской архитектуры: ограждения в форме частокола и мостки-переходы между башнями. К тому же башни находятся выше других площадок: с них можно наблюдать за происходящим на всей игровой зоне. «Терем» — идеальная декорация для захват и защиты крепости! Ну, а для спокойных игр можно использовать качели и гамак
Площадка «Бурелом». Эскизный проект
Площадка «Бурелом». Эскизный проект

У детей богатое воображение, поэтому зачастую не нужно им что-то диктовать или придумывать за них, чем заняться. Отражением такого подхода стала площадка «Бурелом», состоящая из хаотично разбросанных бревен. По кругу площадки выстроен маршрут из бревенчатых препятствий с ключевым комплексом — деревянными гнездами на возвышении. Из раскиданных бревен можно собирать и строить свои фигуры, а потом их ломать и собирать заново. В этой площадке бревно — не статичный, а очень хаотичный элемент, даже брусья в стенах павильона не стоят на месте, а крутятся вокруг своей оси, как скалки. Это заставляет детей больше трогать, двигать, щупать, крутить, передвигать — и составлять все по-своему.

Одна из самых зеленых площадок состоит из зеленых кочек-холмов, в которых устраиваются давшие площадке название «норы», сквозные пролазы и горки. По верхушкам холмов можно бегать, скатываться и переходить с кочки на кочку, перебегать по камушкам и пенькам, через тоннель – и в домик
Одна из самых зеленых площадок состоит из зеленых кочек-холмов, в которых устраиваются давшие площадке название «норы», сквозные пролазы и горки. По верхушкам холмов можно бегать, скатываться и переходить с кочки на кочку, перебегать по камушкам и пенькам, через тоннель – и в домик
Одно из преимуществ использования ландшафтных форм в этом случае заключается в том, что с наступлением зимы они по-прежнему смогут использоваться в качестве игровой декорации — только поменяют цвет своего покрова с зеленого травянистого на снежный белый. А перебегать и скатываться по ним будет все так же весело!
Одно из преимуществ использования ландшафтных форм в этом случае заключается в том, что с наступлением зимы они по-прежнему смогут использоваться в качестве игровой декорации — только поменяют цвет своего покрова с зеленого травянистого на снежный белый. А перебегать и скатываться по ним будет все так же весело!
Площадка «Орбита». Эскизный проект
Площадка «Орбита». Эскизный проект
На площадке «Раскопки» три разных по форме песочницы соединены стенками «разрушенного» здания, по периметру стен которого можно бегать и перебираться из одной песочницы в другую. Песочница для малышей обособлена от других; в песочнице для детей постарше можно отрыть паззл-ископаемое в виде мамонта, которые раньше действительно водились в этих краях. В большой же песочнице сымитирован процесс добычи песка и его транспортировки, здесь работа с песком – уже не игра, а серьезное дело. Все песочницы находятся под навесами, а групповые сборы могут проходить в стенах еще не достроенного кирпичного здания. Бортики и проходы к песочницам – тоже часть игры: по тактильным шаговым дорожкам можно перебегать из одной песочницы в другую, а по разноуровневым бортикам — бегать, сидеть на них или прятаться за ними
На площадке «Раскопки» три разных по форме песочницы соединены стенками «разрушенного» здания, по периметру стен которого можно бегать и перебираться из одной песочницы в другую. Песочница для малышей обособлена от других; в песочнице для детей постарше можно отрыть паззл-ископаемое в виде мамонта, которые раньше действительно водились в этих краях. В большой же песочнице сымитирован процесс добычи песка и его транспортировки, здесь работа с песком – уже не игра, а серьезное дело. Все песочницы находятся под навесами, а групповые сборы могут проходить в стенах еще не достроенного кирпичного здания. Бортики и проходы к песочницам – тоже часть игры: по тактильным шаговым дорожкам можно перебегать из одной песочницы в другую, а по разноуровневым бортикам — бегать, сидеть на них или прятаться за ними
Формат «экспериментария» на открытом воздухе воплощен на площадке «Радуга». Здесь происходит знакомство детей с физикой, оптикой, иллюзиями, преломлением света, звуком. Площадка представляет собой лабиринт, на стенах которого закреплены различные элементы развивающего оборудования для детей всех возрастов. Благодаря использованию различных материалов, звуковых и оптических устройств, паттернов ребенок начинает наблюдать, изучать, обращать внимание на основные физические явления, может сам придумывать и создавать необычные узоры и формы. Это самая насыщенная по оборудованию площадка: тут дети могут разучивать цвета и наблюдать за их игрой в тенях, использовать звуковые эффекты, собирать паззлы, смотреть в уличный калейдоскоп, использовать стены крытого павильона для игры и обучающих занятий, рисовать на стенах, следить за отражениями и бликами
Формат «экспериментария» на открытом воздухе воплощен на площадке «Радуга». Здесь происходит знакомство детей с физикой, оптикой, иллюзиями, преломлением света, звуком. Площадка представляет собой лабиринт, на стенах которого закреплены различные элементы развивающего оборудования для детей всех возрастов. Благодаря использованию различных материалов, звуковых и оптических устройств, паттернов ребенок начинает наблюдать, изучать, обращать внимание на основные физические явления, может сам придумывать и создавать необычные узоры и формы. Это самая насыщенная по оборудованию площадка: тут дети могут разучивать цвета и наблюдать за их игрой в тенях, использовать звуковые эффекты, собирать паззлы, смотреть в уличный калейдоскоп, использовать стены крытого павильона для игры и обучающих занятий, рисовать на стенах, следить за отражениями и бликами

Наконец, площадка «Орбита», которая представляет собой уменьшенную модель Солнечной системы, выполнена в цветных покрытиях, где планеты — выступающие полусферы, а Солнце — объемная резная скульптура, вокруг которой все крутится. Расположение игровых элементов совпадает с расположением планет и их спутников, а также делает отсылку на характерные их свойства. Это помогает детям больше узнавать об устройстве космического мира и буквально прикоснуться к недоступным простому человеку далеким небесным телам. Оборудование крутится, вертится, жужжит и перекатывается. А навес на площадке — футуристичная обсерватория, пронизанная светом от проникающих внутрь солнечных лучей.

Лучшим подтверждением, что игровые площадки успешно выполняют поставленные задачи, является признание родителей учеников, что дети не хотят уходить отсюда домой и даже просятся поиграть сюда в выходные. «В воскресенье школа не работает, двери закрыты, придется нам остаться дома», — говорит мама. «Ну и что, площадки-то все равно открыты», — отвечает сын.

читать на тему: