Кафе-кулинария «Братья Караваевы» в Сокольниках в Москве

Новая точка известной сети кулинарий, открывшаяся этой осенью в Сокольниках, стала 42-ым по счету заведением в семействе и 4-ой в рамках сотрудничества ресторатора Евгения Каценельсона и архитектора Евгения Щетинкина.

расположение:

ТЦ «Сокольники», ул. Русаковская 31, Москва

фото: Полина Полудкина

текст: Рита Морозова

проектирование:

2021

реализация: 2021

площадь :

150м2

авторы проекта:

Arch Department/ Евгений Щетинкин, Анна Селянина, Кирилл Шуваев

Проект стал творческой коолаборацией архитектора и заказчика. Большинство лавок находится в тихих переулках Москвы, в стороне от суеты, тогда как новое кафе расположено посреди оживленного пешеходного трафика, который станет еще активней после ввода строящейся станции Большой кольцевой линии метро. Архитектор решил поэтому максимально уравновесить пространство средствами дизайна, оградить его от столичной суматохи и создать в нем теплую, обволакивающую атмосферу. 

Отправной точкой для концепции нового пространства послужила Американская национальная выставка, которая прошла летом 1959 года в Сокольниках. Легендарная экспозиция, которую посетили более 2 млн человек, оказала большое влияние на формирование мировоззрения целого поколения - благодаря ей советские граждане смогли «заглянуть» за железный занавес. На площади в 41 тыс. кв. м были представлены достижения промышленности США - бытовая техника, транспортные средства, одежда, косметика и многое другое. Именно на открытии этой выставки на стенде General Electric прошли знаменитые «кухонные дебаты» между Никсоном и Хрущевым. К организации этого масштабного события были привлечены лучшие умы и таланты США. Джордж Нельсон как главный дизайнер выставки спроектировал большой стекловолоконный зонт для двух выставочных павильонов и оформил образцовую американскую квартиру. «Гвоздем» среди павильонов стал геодезический купол по проекту Ричарда Бакминстера Фуллера, который на долгие годы стал символом всего выставочного комплекса в Сокольниках. В этом же купольном павильоне в рамках выставки прошла премьера «Взгляд на США» о жизни рядовых американцев, снятый Чарльзом и Рэй Имз, для демонстрации которого они соорудили циркораму из 7 гигантских экранов. 

Концепция пространства новой точки “Братья Караваевы” построена на диалоге творчества признанных мастеров архитектуры и дизайна, их разработок для легендарной выставки в Сокольниках и насыщенного архитектурным контекстом района Москвы. ДК Русакова, Клуб фабрики «Буревестник» Константина Мельникова, Макаронная фабрика №1 и особняк Динга, Пожарная вышка 1884 года, старокирпичные госпитали, вагоноремонтный завод - большая часть этих архитектурных объектов так или иначе повлияли на будущую палитру интерьера.

Весь интерьер - оммаж вневременным иконам дизайна и бесконечный диалог между ними и исторической архитектурой Москвы. Форма полки из полированной латуни, в которой, как в зеркале, отражается вся кухонная активность и витрина с кулинарией, навеяна конструкцией главного выставочного павильона; подвесы намекают на соединения геодезических сооружений Фуллера; панели из древесной рейки, разработанные по чертежам автора проекта, и профлист в кухне - отсылка к архитектуре экспериментального дома четы Имз в  Калифорнии. Овальные панели перекликаются с впечатляющей видео-инсталляцией Имз на выставке в Сокольниках; архитектор соединил их с узнаваемыми настенными часами Джорджа Нельсона. Паттерн напольной плитки авторской разработки инспирирован ромбообразной текстурой одного из многочисленных ковров в доме Имз, старокирпичной застройкой района, где применялись керамические полы, а также модульной сотовой структурой павильонов выставки.

Подвесные облака в форме скругленных сот, выполненные из полированного зеркального металла, - еще один референс на архитектуру Бакминстера Фуллера, а также аллюзия на интерес Чарльза и Рэй Имз ко всякого рода подвесным конструкциям, которые они использовали в интерьере своего дома, будь то перевернутая вниз картина, кит из папье-маше, мобили Александра Колдера или перекати-поле. Выбор мебели и аксессуаров для проекта продиктован его связью с американскими дизайнерами Чарльзом и Рэй Имз и Джорджем Нельсоном, наследие которых переиздает швейцарский бренд Vitra. В интерьере кафе, помимо часов Нельсона и фигурок Eames House Bird, использованы стулья Standard SP Жана Пруве, стулья APC (All Plastic Chair) и EVO-C Джаспера Моррисона.

Пространство кухни абсолютно утилитарно, функционально и монохромно, зал для посетителей, напротив, насыщенный материалами, деталями, цветом и декоративными акцентами. Стойка кассы отделана натуральным кварцитом патагония - камнем необыкновенной прочности, стойким к истиранию, с впечатляющей вулканической текстурой. Тяжеловесный блок изделия нависает над полом за счет встроенной в цоколь подсветки.

Витрина с кулинарией на льду в рамках коллаборации с заказчиком получила необычный фронт волнообразной формы, напоминающий драпировку ткани. Итальянский производитель сделал множество тестов и в итоге обзавелся отдельным станком для изготовления подобных сложных форм. Инвестиция окупилась - этой осенью инновационная витрина демонстрировалась на профильной выставке в Милане и заслужила одобрение экспертов.

Все материалы, использовавшиеся в проекте, максимально натуральные, тактильные и стойкие, они будут благородно стариться, что всегда очень важно в компактных общественных пространствах с высокой проходимостью. По словам архитектора, для такой типологии проекта важно, чтобы интерьер оставался актуальным минимум 10 лет: «Братья Караваевы» делаются «на века» и редко подвергаются каким-либо изменениям.

Световая концепция в проекте разработана Solo Light Solutions на высокотехнологичном оборудовании немецкого производителя музейного уровня, что позволило создать комфортную атмосферу и сохранить декоративные подвесные конструкции (потолочные облака) без изменений. 

Настенные панели и облицовка центральной колонны из шпонированной рейки индивидуальной разработки выполнены по чертежам автора.

читать на тему: