Кафе-трапезная Antipa в Москве

Небольшое кафе-трапезная на Колымажном переулке рядом с ГМИИ им. А.С. Пушкина — результат переосмысления ветхой хозяйственной постройки, долгие годы существовавшей на территории храма Священномученика Антипы Пергамского.

расположение:

Москва, Колымажный пер., 8/4, стр. 7

фото:
Даниил Анненков

проектирование:

2017

реализация:
2018–2019

общая площадь:

48 м²

 

авторы проекта:

Анастасия Балакирева,
Михаил Князев

Информация от архитекторов:

«На первой встрече с заказчиком прозвучало следующее: объекту нужно дать вторую жизнь. Это и стало отправной точкой в нашей работе. Была очевидна высокая степень деградации постройки, требовалось полное обновление. Однако мы понимали, что это сооружение долгие годы было полноправным участником застройки Колымажного переулка, и мы постарались сохранить основные принципы решения фасада, обращенного в город: шаг несущих элементов, пропорции и расположение окон. Мы работали в границах исторического контура здания, поэтому даже небольшая ниша разобранной постройки была учтена в концепции. Пожеланием стороны заказчика было устройство двускатной крыши. Таким образом, это стало новым элементом, дополнившим оригинальную композицию», — говорит архитектор Анастасия Балакирева.

Кафе-трапезная стоит на небольшом удалении от храма, архитектурный облик которого формировался в период с XVI по XIX век. «Мы с большим пиететом отнеслись к эклектичному образу храма и постарались сделать наше здание органичным продолжением существующего комплекса, соответствующим при этом своему времени», — рассказывают авторы проекта.

Со стороны двора постройка получила новое лицо, являющееся полным противопоставлением лаконичному характеру уличного фасада (к сожалению, осуществить съемку здания с Колымажного переулка не удалось, т.к. переулок закрыт на ремонт уже много лет). Ряд больших арочных окон раскрывает кафе во дворик храма, а световой фонарь в коньке зрительно увеличивает пространство, наполняя его светом и легкостью. Само помещение поделено на две зоны — основную (зал) и техническую (кухня, санузел, комната персонала). Авторы работали с тремя материалами — деревом, камнем и латунью. В интерьере прослеживается деликатное отношение к православной культуре, о чем говорят аккуратные детали, не бросающиеся в глаза.

«В основе композиции — образ длинного трапезного стола, за которым люди встречают праздники или просто ведут беседы. Мы видели это место и как современное кафе, открытое для всех — прихожан храма, горожан, туристов, сотрудников и учеников соседней школы. Так появилась идея сборного стола, который может адаптироваться под разные сценарии использования. За несколько месяцев работы пространство Antipa уже принимало посетителей и как кафе, и как трапезная. Тут проводились встречи-беседы с настоятелем храма, литературные кружки и кинопоказы. Приятно наблюдать за маленькой площадкой, так много дающей городу», — говорит архитектор Михаил Князев.

План помещения с тремя вариантами расстановки мебели
План помещения с тремя вариантами расстановки мебели

Отдельного внимания заслуживают предметы мебели, инкрустированные мозаиками. «С особым трепетом мы работали над мебелью. Сюжеты для мозаик, украшающих столы и барную стойку, мы долго искали вместе с мастером-мозаичистом Дионисием Иванниковым. Нам хотелось видеть ненавязчивые композиции, поддерживающие колористику проекта и созвучные настроению, созданному нами. Результатом стали мозаика барной стойки с проявляющимся и исчезающим византийским орнаментом и небольшие акценты в столах, собирающиеся в единое панно. Зашифрованную в нем фразу можно прочитать, посетив, например, литературный кружок», — рассказывают авторы проекта.

читать на тему: