Калужская Международная Школа

Бережная и деликатная реконструкция исторического здания Александровского училища в Калуге, построенного в начале ХХ века и пустовавшего с 1990-х. Теперь здесь располагается Калужская международная школа, а старые коридоры вновь наполнены детскими голосами.

расположение:

Калуга, ул. Луначарского д. 16

фото: Ольга Алексеенко, (с) Калужская международная школа

проектирование:

2017 – 2018

реализация: 2019 – 2020

площадь:

1300 м2

вместимость: 150 учеников

авторы проекта:

международное бюро ASWStudio

руководитель: Ксения Аджубей, ведущий архитектор: Мария Тюльканова, художник: Анна Кипарис

в коллаборации с: dot.bureau, ООО «Строительный Альянс»

команда школы: М. Соколова, В. Мощалкова, Ю. Рыбина, О. Вербовская

Описание от авторов проекта:

Проект нового здания Калужской Международной Школы родился благодаря тесной работе команды школы и архитекторов ASWStudio под руководством Марии Тюлькановой. Город дал Школе уникальную возможность превратить устаревшее школьное здание, нуждающееся в реконструкции, в образовательное пространство, которое будет современным и инновационным культурно-образовательным центром. Этот объект может стать примером образовательного пространства будущего, актуального не только для Калужской области, но и для других регионов России.

Архитекторам из ASWStudio удалось создать проект, который максимально раскрывает потенциал существующего здания для появления в нем образовательной среды, достойной будущих поколений. Целью проекта было разработать и реализовать пространство, которое отвечает современным требованиям в образовании ребенка и является катализатором вдохновения как для детей, так и их родителей.

Здание Александровского училища. Историческая фотография.
Здание Александровского училища. Историческая фотография.
Поэтажный план и аксонометрия. Идея «замков в замке»
Поэтажный план и аксонометрия. Идея «замков в замке»
Школа и общественное городское пространство.
Школа и общественное городское пространство.

Философия открытости

Команде было важно сделать Школу открытой для учеников и их родителей, а также для города. Еще на ранних этапах разработки концепции было решено, что школьный двор и спортивная площадка будут доступны городу и станут новой событийной площадкой, открытой всем желающим. Таким образом, на спортивной площадке и в школьном дворе могут проходить не только общешкольные, но и городские события. Команде хотелось отразить эту «философию открытости» и в интерьере, сделать пространство школы проницаемым и доступным. Так появилась идея создать «окошки», через которые можно наблюдать за уроком, использовать их как элемент игры, а иногда и в обучающих целях.

«Любое современное образовательное учреждение должно быть инклюзивным, открытым, комфортным и доступным всем пользователям», - говорит ведущий архитектор проекта Мария Тюльканова. При работе с объектами исторического наследия - это отдельный вызов. Архитекторы провели множество исследований, изучили лучшие мировые примеры, чтобы помочь воплотить эту идею в жизнь.

Окошки, ведущие в кабинет – как символ открытости образовательного процесса.
Окошки, ведущие в кабинет – как символ открытости образовательного процесса.

Замки в Замке

Перед архитекторами ASWStudio стояла непростая задача, чтобы просторные помещения высотой в 5 метров воспринимались комфортно даже самыми маленькими посетителями. Так появилась идея, взглянуть на масштаб здания глазами детей и представить, что мы находимся в заброшенном замке в неизвестном времени и месте. Это чувство послужило основой концепции создать школу, похожую на замок, учиться в которой стало бы приключением.

«Приключением» стало восприятие школы как огромного замка, состоящего из множества малых: маленькая архитектура внутри большой. Маленькая архитектура присутствует везде - это и окошки между коридорами и классами, и живописный скалодром, и яркие индустриальные балки в столовой, и ажурный деревянный каркас входной зоны. Мебель с легкостью могут передвигать даже самые маленькие пользователи и адаптировать ее под свои различные нужды и сценарии, например создавать уютные «закутки» для общения и индивидуального обучения.

В рамках проекта архитекторы использовали широкую палитру материалов, что играет особую роль для детской и инклюзивной среды например выбеленная историческая кладка внешних стен контрастирует с яркими внутренними перегородками, пронизанными окошками. Также, розовый металл и натуральное дерево в элементах интерьера и мебели, керамическая плитка и современные виниловые покрытия помогают зонировать пространства школы и расширяют тактильное и визуальное восприятие детей.

Реализация идей

Работа архитекторов ASWStudio и тесное сотрудничество с командой школы были высоко оценены руководством города и региона, отмечены наградами и грантами. Директор британского офиса ASWStudio Алекс Скотт-Уитби рассказал о работе своего ведущего архитектора М. Тюлькановой: «Маленькая архитектура, воплощенная Марией в отдельных пространственных сюжетах очень наглядно демонстрирует отношения исторического здания и новых решений, подобно тому, как можно наблюдать диалог взрослого и ребенка».

Благодаря сложной работе архитекторов и основателей школы удалось создать уникальное для Калужского региона здание, сохранить культурное наследие, и подарить городу уникальную площадку для различных событий, а также создать новую комфортную среду для обучения и развития детей.

читать на тему: