Комплекс Академии танца Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге
Комплекс Академии танца Бориса Эйфмана занимает почти целый квартал, соединяя в себе как старинные здания, приспособленные под нужды Академии, так и вновь возведенные сооружения. В этом многолетнем и многодельном проекте архитекторы пируэт за пируэтом демонстрируют чудеса гибкости — и в то же время апломба, что в балетной терминологии означает, с одной стороны, умение держать баланс, а с другой — уверенную и свободную манеру исполнения.
Санкт-Петербург, Б. Пушкарская ул., 14а, 14б; Введенская ул., 3а
полное название:
учебно-административный блок и общежитие, музей петербургского балета в бывшем особняке Ю.К. Добберт и общеобразовательная школа и детский театр балета
2008-2017
реализация:
2010-2019
общая площадь:
20 793 м2
общая площадь учебно-административного блока и общежития:
11 939 м2
общая площадь музея петербургского балета в бывшем особняке Ю. К. Добберт:
481 м2
общая площадь общеобразовательной школы и детского театра балета:
8 800 м2
Студия 44
учебно-административный блок и общежитие:
Никита Явейн, Валерий Кулаченков, Георгий Снежкин, Сергей Аксёнов, Марина Горячкина, при участии Алексея Веткина (архитекторы); Владимир Герштейн, Ирина Ляшко, Дмитрий Кресов, Наталья Просветова, Елена Силантьева, Иван Богданов (конструкторы)
музей петербургского балета:
Григорий Иванов, Екатерина Федорова (архитекторы), Анна Карасева, Светлана Морозова, Евгения Сорокина, Елена Минова, Юлия Комарова, Гузелия Цыганкова (архитекторы-реставраторы), Ирина Ляшко, Людмила Швалова, Сергей Богданов (конструкторы)
общеобразовательная школа и детский театр балета:
Никита Явейн, Антон Яр-Скрябин, Елена Косачева, Валерий Кулаченков при участии Екатерины Федотовой, Янины Реут, Светланы Ноготовой (архитекторы); Дмитрий Кресов, Елена Силантьева, Ирина Шустова, Андрей Кривоносов, Сергей Шведов, Сергей Богданов, Анастасия Левшина, Андрей Короваев, Андрей Агашков, Дмитрий Ярошевский (конструкторы)
Информация от архитекторов:
Комплекс строился несколькими очередями, исполнив классический «па-де-труа», в котором в конечном итоге имеют значение не сольные партии каждого из участников, а сама среда действия, эмоциональная атмосфера и окружение. В 2012 году на месте бывшего кинотеатра возникли учебно-административный корпус и общежитие, в 2015-м в отреставрированном деревянном особнячке конца XIX века был обустроен Музей петербургского балета, наконец, в 2019 году завершилась модернизация школьного здания 1930-х годов и строительство Детского театра балета.
Строить пришлось в очень стесненных условиях, архитектура и компоновка объемов обязаны были реагировать на многие внешние импульсы и ограничения. В такой ситуации возникает очень рациональная архитектура: она берет меньше места, чем предоставляет внутреннего простора.
Учебно-административный корпус и общежитие
В плотную ткань исторического квартала, с соблюдением всех норм и регламентов, удалось интегрировать образовательное учреждение на 228 учащихся. Масштабы строительной программы в сочетании с теснотой участка (всего 0,4 га) обусловили максимально компактное размещение и высокую эффективность использования территории.
Здание состоит из учебного и жилого корпусов. В южном корпусе с дугообразным фасадом расположено общежитие на 135 человек и медицинский центр. Северный корпус вместил хорошо оборудованный спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом, учебные классы, два балетных зала и административные помещения Академии.
Промежуток между жилым и учебным корпусом решен в виде крытого атриума, где рекреации чередуются с двенадцатью балетными залами. Расположенные на различных отметках, эти залы и рекреации, по образному выражению Никиты Явейна, «танцуют в пространстве». Воедино их связывает развитая система коммуникаций — лестниц, лифтов и переходных галерей.
Чтобы дать помещениям Академии как можно больше света, стены рекреаций и балетных залов выполнили из полупрозрачного стекла. В балетных залах возникла атмосфера аквариума, наполненного цветным воздухом, ощущение легкости, почти невесомости. Можно сказать, что этот сложный конгломерат пространств смоделирован светом: танцевальные залы с прозрачными и полупрозрачными стенами – что-то вроде светоносных шлюзов между внешним миром и сердцевиной здания.
Архитектура дома задает два состояния: в едином пространстве рекреаций — игры, шум, беготня по лестницам, в изолированных классах за матовыми стеклами – сосредоточенность, отрешенность, энергия и дисциплина. При взгляде из рекреаций матовые стекла дают эффект театра теней. На этой стыковке состояний строится внутренняя жизнь здания.
По контрасту с воздушными интерьерами, внешний периметр комплекса решен в традиционных материалах (кирпич, штукатурка). Эмблемой Академии стал отреставрированный фасад бывшего кинематографа «Ассамблея» (1913, арх. Ф.А. Корзухин). К его главному украшению — входной нише-экседре — добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца.
Музей петербургского балета в особняке Ю. К. Добберт
Дом Ю. К. Добберт — редчайший в Санкт-Петербурге пример деревянного особняка, уцелевшего посреди многоэтажной каменной застройки. В отреставрированном здании разместилась музейная экспозиция, посвященная трехсотлетней истории петербургского балета. В ходе реставрационных работ был полностью сохранен внешний облик дома со всеми присущими ему чертами поздней эклектики, романтизма и неоготики. Сохранен был и конструктивный каркас из деревянного бруса; заменили лишь незначительную его часть, оказавшуюся сильно прогнившей.
Был проведен комплекс работ по усилению фундаментов, замене и ремонту балок перекрытия, а также реставрация деревянной обшивки стен и карнизов, резного декора, кованого металлодекора, замена кровельного покрытия с воссозданием рисунка кровли, реставрационный ремонт печных труб и др.
Исторические интерьеры здания полностью восстановили, сделав в процессе работ ряд интересных открытий. В частности, в одной из стен обнаружили подъемный механизм, использовавшийся для доставки пищи из кухни в столовую. Самой значительной находкой стали фрагменты обоев, выполненных в технике «линкруста» и относящихся приблизительно к 1896 году. Ввиду невозможности полного воссоздания таких покрытий и в целях их максимальной имитации была разработана специальная технология многослойной трафаретной печати на холсте с последующей ручной росписью.
Общеобразовательная школа и Детский театр балета
Приспособление под нужды Академии средней школы 1938 года постройки ограничилось внутренней перепланировкой и модернизацией инженерных систем; структура дома и главный вход с Введенской улицы были сохранены.
Возведенный внутри квартала театральный корпус составлен из двух объемов, чьи цилиндрические формы отражают внутреннее содержание: амфитеатр зрительного зала на 450 мест и большой репетиционный зал под полукруглым сводом. Здесь, по образу и подобию классического театра, есть партер, бельэтаж, ложи первого и второго ярусов. Сцена у этого детского театра — практически как у «взрослого», а вот зрительный зал небольшой. Такое сочетание было присуще театрам дворянских усадеб с их особой атмосферой домашности и более тесным контактом актера и зрителя.
Театральный корпус объединен со школьным многоэтажным атриумом под светопрозрачной кровлей. Атриум, устроенный на месте школьного двора, по-прежнему служит рекреацией для учеников. А в дни спектаклей он используется как фойе театра, наполняется публикой и становится похож на маленькую городскую площадь. В самом деле, здесь есть и пологая парадная лестница, и обернутая лестничными маршами башня с часами, и круглая башня с холлами-бельведерами. Это пространство — своего рода архитектурная прелюдия к знакомству маленьких зрителей с волшебным миром балета — призвано, по замыслу архитекторов, вызывать приподнятое праздничное настроение.