Корпоративный университет НЛМК в Липецке

Историческое здание липецкого Дворца культуры металлургов было перестроено в Университет НЛМК, в котором классические детали и история места соединились с новейшими технологиями, современными архитектурными решениями и отсылками к роли металлургической отрасли. Получилось здание-манифест ценностей Университета: уважение к истории, движение в будущее и металл как основа основ.

расположение:

просп. Мира, 22, Липецк

фото: Дмитрий Чебаненко

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2016-2017

реализация: 2017-2021

общая площадь:

10 000 м2

авторы проекта:
Frontarchitecture

Владислав Спицын, Хорен Морозов, Павел Отрощенко, Ольга Ахрамеева, Алексей Баринов, Евгения Черкасова, Иван Занчевский (ландшафтный архитектор) Визуализаторы: Дмитрий Туркин, Максим Абрамов

Липецк – город металлургов. Расположенное между площадью и Парком металлургов здание дома культуры с самого момента своего строительства в середине 1950-х годов относилось к Липецкому металлургическому заводу, ставшему затем НЛМК. С упадком советской системы ДК, отвечавшей за досуг рабочих, здание потеряло свои начальные функции, и НЛМК провел закрытый конкурс на проект трансформации обветшавшего, но значимого для города и района здания в современный кампус Университета металлургического комбината. 

Исторический типовой проект ДК 1953 года представлял собой аккуратное классическое здание с палладианского толка фасадом и выдвинутым вперед шестиколонным портиком, благодаря чему между колоннадой и самим объемом постройки формировался внутренний двор. Победивший в конкурсе проект бюро Front Architects предложил синергию старого привычного горожанам образа с классической колоннадой и современных решений, в частности создание внутри дворика большого застекленного, залитого светом атриума, в который, нависая крутыми консолями, смотрят современные аудитории.  

Здание осталось в прежних объемах и в историческом пятне застройки, сохранило характерные архитектурные черты, тем не менее его пришлось полностью перестроить, так как старые конструкции и ветхие стены не позволяли реконструировать здание с добавлением подземного этажа и дополнительной нагрузкой. 

Встроенный в пространство бывшего внутреннего двора стеклянный атриум стал главным парадным пространством кампуса. «Именно здесь через применение современных большепролетных конструкций демонстрируются одновременно сила металлургии и сила новаторства», – рассказывает о проекте ГАП Ольга Арахмеева. Выступающие над атриумом застекленные светлые и чистые объемы аудиторий словно мостами соединены мощными стальными фермами, которые обыгрывают образ связи прошлого и настоящего, образ безграничных возможностей металлоконструкций. Полностью остекленная скатная кровля подчеркивает новаторский характер пространства. Встроенный между портиком и воссозданным историческим зданием ДК, атриум с одной стороны ограничен палладианским фасадом с арочными проемами и изящными пилястрами, а с другой застекленной колоннадой, сквозь которую открывается панорама обновленной вместе с ДК площади и города за ней. 

Внутрь атриума смотрят высокотехнологичные образовательные пространства, в том числе «виртуальные аудитории», позволяющие вести преподавание в смешанном формате, когда часть студентов учится удаленно. Сам атриум, благодаря оборудованию мобильными стендами и видео-экранами, становится многофункциональным пространством, позволяющим проводить выставки, пресс-конференции и презентации.

Позади стойки регистрации расположен арт-объект, символизирующий искусство сталепроката. В исторической части здания, как и во времена ДК, расположен большой зал, но на смену концертной площадки для культурного быта рабочих завода, здесь появился ультрасовременный трансформируемый многофункциональный концертный зал с выдвижными и полностью убирающимися ярусами сидений, а также сценой с подъемным поворотным кругом и самым актуальным техническим оснащением, что позволяет организовывать здесь мероприятия самого высокого уровня: от международных конференций до концертов и театральных постановок. 

«Когда мы впервые попали в историческое здание ДК, нас поразила особая старомодная театральность зала, который был в бархате и с парадными люстрами. Несмотря на то, что в техническом задании кампуса был именно конференц-зал, мы отстояли идею, что в этом проекте непременно должны остаться театральные функции», – говорит о проекте Вячеслав Спицын, партнер Front Architecture.

С тем, чтобы сделать концертный зал доступным не только для пользователей Университета, но и, возможно, в случае городских мероприятий для жителей Липецка, и развести потоки учащихся и посетителей – переход в концертный зал сделан через цокольный этаж, в котором разместились просторные гардеробные, санузлы и технические помещения. Ведущие вниз лестницы тоже оформлены листами металла – еще один оммаж металлоконструкциям в архитектуре здания. 

Внешне здание тоже получило более современное звучание. Благодаря перестройке, два яруса окон соединились в высокие арочные проемы, задавшие лаконичный четкий ритм боковым фасадам и позволившим наполнить аудитории дневным светом. Проемы обрамили пластинами кортеновой стали, которые усилили графику фасадов. Красоту классических карнизов подчеркивает вечерняя подсветка, а стеклянный фронтон напоминает, что несмотря на богатое прошлое – перед нами здание новой эпохи. 

Фото: Мария Болдырева
Фото: Мария Болдырева
Фото: Мария Болдырева
Фото: Мария Болдырева

Продолжением здания и транслируемого им нового образа НЛМК стала площадь перед бывшим ДК и примыкающий парк Металлургов, оформленные французским  ландшафтным архитектором Иваном Занчевским. Площадь в прошлом сквозная, где были мало разведены пешеходные и автомобильные потоки, стала преимущественно пешеходной. Исторический фонтан, неизменная деталь старых советских площадей перед ДК, был восстановлен и стал главным акцентом. Вокруг появились цветники и зеленые зоны с деревьями, зона парковки, пространство для летнего кафетерия.  Стальная лента, обрамляющая посадки, элегантно смягчает контуры площади, перекликаясь с металлическими элементами внутренних элементов кампуса, став еще одним материальным воплощением металлургического genius loсi Липецка. «Мы стремились сделать площадь именно для людей и для города, но решить ее так, чтобы она воплощала подъем и расцвет НЛМК», - говорит Иван Занчевский.

читать на тему: