Корпус младших классов школы №16 в Орехово-Зуево

Дано: стандартная типовая школа и типовая застройка. Найти: способ кардинально изменить атмосферу, вписавшись в жесткие сроки и бюджет. Решение: трехмерный коллаж из ярких паттернов, нарочитая открытость и асимметрия, уютный внутренний двор.

расположение:

Московская обл., г. Орехово-Зуево, ул. Мадонская, 4

фото:
Илья Иванов

проектирование:

2018-2019

реализация:
2020-2021

общая площадь участка проектирования:

2 га

площадь застройки:
Ю2527, 97 м2

общая площадь:
4390,89 м2

авторы проекта:
A2M

Андрей Адамович, Дана Матковская (Руководители), Елена Пронина (ГАП), Дария Алахверды

Информация от архитекторов:

Орехово-Зуево — город в Московской области, образованный в начале XX века из нескольких центров фабричного промысла вдоль реки Клязьма. Представленное здание расположено на правом берегу реки. Основой проекта является существующая муниципальная школа, построенная в 1970-е по стандартному проекту из сборных бетонных панелей. Вокруг нее расположена не менее стандартная панельная жилая застройка. Кроме того, особенностью данного проекта стали жесткие требования к бюджету, срокам и материалам, применяемым при строительстве. 

В результате новая пристройка представляет собой трехэтажное здание, состоящее из нескольких блоков, нанизанных на внутренние оси горизонтальной и вертикальной коммуникации. Центральное ядро, которым служит открытая парадная лестница, окружено зонами обеденного зала с пищеблоком, спортивного зала и общественных помещений, ориентированных в основном на север и запад. Вдоль горизонтальной линии коридора-рекреации расположены ряды учебных кабинетов, ориентированные на юго-восток, — всего 12 учебных классов и одно выделенное помещение для занятий музыкой. Так получился трехмерный коллаж из функциональных групп разного назначения, отличных по площади и высоте. Каждый блок выделен своим паттерном.

Учебная зона выделена шахматным узором. Единым цветом залита техническая часть помещений столовой, а ее общественный блок выделен ритмом вертикальных линий в единстве с более крупными цветными формами. Только вход в здание становится своеобразной выемкой, открывающей внутреннее пространство структуры здания. Это лишенный внешней фасадной оболочки проем, приглашающий посетителей. Основная масса центрального объема образована вокруг вертикальной оси парадной лестницы, цветовым решением продолжающей обозначение входной группы снаружи. 

Два здания соединены между собой переходом, что формирует пространство внутреннего двора, где проходят общешкольные мероприятия. Территория по внешнему периметру комплекса полностью отдана для досуга детей и подростков, включая в себя зоны активных спортивных занятий, игр и спокойного отдыха.

Керамогранит с открытыми креплениями в последнее время стал символом доступной и зачастую неудачной архитектуры. Нам же показалось логичным и интересным гипертрофировать его основные свойства, применив колористические блоки, открытые цвета и простейшие паттерны. Разрезка фасадной плитки на мелкие и крупные квадраты напоминает наивный рисунок на тетрадном листе. Крепления, которые обычно стараются скрыть, выполнены цветными, честно раскрывая конструкцию фасада и добавляя приятной детализации. 

Композиция лишена очевидной внешней логики, отрицая симметрию. Блуждающие ритмы распространяются вокруг ложной доминанты — спортивного зала, смещенного относительно центра. Блоки скреплены между собой горизонтальными стяжками, предотвращающими распад структуры. Кажущаяся дисгармония собирается в единый хаотичный рисунок, позволяющий по-разному воспринимать объем здания с разных точек школьного двора. 

читать на тему: