Культурно-просветительский центр «Эрмитаж Урал» в Екатеринбурге

Музей Эрмитаж связывают с Уралом давние отношения: в годы Великой Отечественной войны в Свердловской картинной галерее хранились коллекции, вывезенные из блокадного Ленинграда. Недавно в городе открылся культурно-просветительский центр, занявший историческое здание купеческого дома.

расположение:

Екатеринбург, ул. Вайнера 11

фото: (с) ООО «Архитектурное бюро Владимира Кагановича»

площадь:

3884,40 м2

авторы проекта:

ООО «Архитектурное бюро Владимира Кагановича»

Описание от авторов проекта:

Решение о создании в Екатеринбурге культурно-просветительского центра «Эрмитаж – Урал» власти приняли ещё в 2013 году, а в 2014 году с Государственным Эрмитажем было подписано соглашение. Реконструкция началась в 2018 году.

Центр должен был находиться в здании Свердловской картинной галереи, где в годы Великой Отечественной войны хранились экспонаты, эвакуированные из Государственного Эрмитажа, и дважды в год в нём (конкретно – в зале, где хранились экспонаты) предполагается проводить временные выставки Эрмитажных коллекций.

В 1941 году из Ленинграда в Свердловск было отправлено два эшелона: в одном было около полумиллиона экспонатов, во втором около 700 тысяч. Третий эшелон не был отправлен — началась блокада. Вместе с бесценной коллекцией в эвакуацию отправились и сотрудники Эрмитажа, которые несли ответственность за её сохранность и продолжали научную деятельность. В Ленинград шедевры вернулись только осенью 1945 года. В знак благодарности Эрмитаж подарил более 200 экспонатов для пополнения коллекции Свердловской картинной галереи, которая в 1988 году была переименована в Свердловский, а в 1992 — в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Изначально здание (бывший купеческий двухэтажный дом с мезонином) было запроектировано как жилой дом, но до 1936 года использовалось как типография, и сегодня по определению не могло отвечать требованиям, предъявляемым к музейным зданиям.

Проблемы и их решения:

Затесненный «главный» вход и абсолютное отсутствие необходимого пространства с информационной зоной и местом для организации экскурсий.

Главный вход в здание перенесён в специально образованный «карман» торговой улицы Вайнера, таким образом, посетители музея не смешиваются с транзитными потоками идущих по улице людей. Изначально они попадают не в само историческое здание галереи, а в специально пристроенный холл-атриум, где организовано просторное трёхсветное пространство, в котором человек имеет возможность спокойно сориентироваться и получить всю необходимую информацию. На торцевой стене атриума постоянно демонстрируются видеоанонсы текущих выставок и меропрятий. Атриум построен на территории бывшего хозяйственного двора ЕМИИ.

Здание бывшей картинной галереи имеет статус памятника истории и, соответственно, целый ряд ограничений.

К счастью, задняя стена здания — единственная из всех — не оказалась объектом охраны, что дало возможность организовать через неё новые входы в экспозиционное пространство музея из вновь построенной информационно-рекреационной зоны. Для этого достаточно было разобрать подоконные части оконных проёмов. Кроме этого, историческое здание не претерпело никаких изменений, и после реставрационных работ превратилось в исключительно экспозиционную зону. При этом в исторической части были выявлены два артефакта, которые были восстановлены и стали частью исторической экспозиции: - уникальная конструкция чердака с отлично сохранившимися деревянными конструкциями шпренгельных ферм – стропил (куда раньше не было доступа) стала открыта для посетителей, и в ней организовано пространство лектория. - винтовая металлическая лестница, служившая когда-то единственным коммуникационным путём на 3ий этаж здания, осталась на своём прежнем месте, но служит лишь историческим экспонатом.

В здании ЕМИИ к моменту реконструкции накопилось более сотни предписаний по противопожарной безопасности.

Большая часть замечаний пожарной службы касалась функциональной несовместимости целого ряда находящихся в здании помещений. Все сопутствующие службы (хранение, реставрационные мастерские и пр.) были вынесены в отдельный специально построенный в соседнем квартале реставрационно-хранительский корпус, а историческое здание стало использоваться только для целей экспозиции. Все вопросы безопасной эвакуации были решены в результате пристройки атриума.

Здание абсолютно не отвечало элементарным требованиям инклюзивности.

Маломобильные граждане не имели возможности не только перемещаться по зданию, но даже элементарно войти в него. Все эти проблемы решены с помощью пристроенного атриума, где появился лифт, эскалаторы и полноценные санузлы. Сегодня инвалиды-колясочники могут беспрепятственно попасть на любой уровень здания и безопасно эвакуироваться в экстренных ситуациях.

Кроме этого, было решено, что помещение в мезонине на уровне 3 этажа, где во время эвакуации работали сотрудники Государственного Эрмитажа, превратится в мемориальную экспозицию. По сути, это интерактивная зона, где каждый посетитель имеет возможность ознакомиться с архивными материалами, которые он сам может выбрать по своим интересам и вывести на экран. В комнате воссоздана обстановка военных лет.

проект номинировался на премию IPI AWARD

читать на тему: