Культурно-просветительский центр «Эрмитаж Урал» в Екатеринбурге
Музей Эрмитаж связывают с Уралом давние отношения: в годы Великой Отечественной войны в Свердловской картинной галерее хранились коллекции, вывезенные из блокадного Ленинграда. Недавно в городе открылся культурно-просветительский центр, занявший историческое здание купеческого дома.
Екатеринбург, ул. Вайнера 11
фото: Михаил Поморцев
3884,40 м2
ООО «Архитектурное бюро Владимира Кагановича»
Авторский коллектив:
В. Каганович (руководитель), Е. Луговых, А. Черепанова, П. Лопанов
Описание от авторов проекта:
Решение о создании в Екатеринбурге культурно-просветительского центра «Эрмитаж – Урал» власти приняли ещё в 2013 году, а в 2014 году с Государственным Эрмитажем было подписано соглашение. Реконструкция началась в 2018 году.
Центр должен был находиться в здании Свердловской картинной галереи, где в годы Великой Отечественной войны хранились экспонаты, эвакуированные из Государственного Эрмитажа, и дважды в год в нём (конкретно – в зале, где хранились экспонаты) предполагается проводить временные выставки Эрмитажных коллекций.
В 1941 году из Ленинграда в Свердловск было отправлено два эшелона: в одном было около полумиллиона экспонатов, во втором около 700 тысяч. Третий эшелон не был отправлен — началась блокада. Вместе с бесценной коллекцией в эвакуацию отправились и сотрудники Эрмитажа, которые несли ответственность за её сохранность и продолжали научную деятельность. В Ленинград шедевры вернулись только осенью 1945 года. В знак благодарности Эрмитаж подарил более 200 экспонатов для пополнения коллекции Свердловской картинной галереи, которая в 1988 году была переименована в Свердловский, а в 1992 — в Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Изначально здание (бывший купеческий двухэтажный дом с мезонином) было запроектировано как жилой дом, но до 1936 года использовалось как типография, и сегодня по определению не могло отвечать требованиям, предъявляемым к музейным зданиям.
Проблемы и их решения:
Затесненный «главный» вход и абсолютное отсутствие необходимого пространства с информационной зоной и местом для организации экскурсий.
Главный вход в здание перенесён в специально образованный «карман» торговой улицы Вайнера, таким образом, посетители музея не смешиваются с транзитными потоками идущих по улице людей. Изначально они попадают не в само историческое здание галереи, а в специально пристроенный холл-атриум, где организовано просторное трёхсветное пространство, в котором человек имеет возможность спокойно сориентироваться и получить всю необходимую информацию. На торцевой стене атриума постоянно демонстрируются видеоанонсы текущих выставок и меропрятий. Атриум построен на территории бывшего хозяйственного двора ЕМИИ.
Здание бывшей картинной галереи имеет статус памятника истории и, соответственно, целый ряд ограничений.
К счастью, задняя стена здания — единственная из всех — не оказалась объектом охраны, что дало возможность организовать через неё новые входы в экспозиционное пространство музея из вновь построенной информационно-рекреационной зоны. Для этого достаточно было разобрать подоконные части оконных проёмов. Кроме этого, историческое здание не претерпело никаких изменений, и после реставрационных работ превратилось в исключительно экспозиционную зону. При этом в исторической части были выявлены два артефакта, которые были восстановлены и стали частью исторической экспозиции:
- уникальная конструкция чердака с отлично сохранившимися деревянными конструкциями шпренгельных ферм – стропил (куда раньше не было доступа) стала открыта для посетителей, и в ней организовано пространство лектория.
- винтовая металлическая лестница, служившая когда-то единственным коммуникационным путём на 3ий этаж здания, осталась на своём прежнем месте, но служит лишь историческим экспонатом.
Здание абсолютно не отвечало элементарным требованиям инклюзивности.
Маломобильные граждане не имели возможности не только перемещаться по зданию, но даже элементарно войти в него. Все эти проблемы решены с помощью пристроенного атриума, где появился лифт, эскалаторы и полноценные санузлы. Сегодня инвалиды-колясочники могут беспрепятственно попасть на любой уровень здания и безопасно эвакуироваться в экстренных ситуациях.
Кроме этого, было решено, что помещение в мезонине на уровне 3 этажа, где во время эвакуации работали сотрудники Государственного Эрмитажа, превратится в мемориальную экспозицию. По сути, это интерактивная зона, где каждый посетитель имеет возможность ознакомиться с архивными материалами, которые он сам может выбрать по своим интересам и вывести на экран. В комнате воссоздана обстановка военных лет.
В здании ЕМИИ к моменту реконструкции накопилось более сотни предписаний по противопожарной безопасности
Большая часть замечаний пожарной службы касалась функциональной несовместимости целого ряда находящихся в здании помещений. Все сопутствующие службы (хранение, реставрационные мастерские и пр.) были вынесены в отдельный специально построенный в соседнем квартале реставрационно-хранительский корпус, а историческое здание стало использоваться только для целей экспозиции. Все вопросы безопасной эвакуации были решены в результате пристройки атриума.
проект номинировался на премию IPI AWARD