Летний павильон Третьяковской галереи в Самаре
Собранный из лесов временный павильон Третьяковской галереи для фестиваля «Волгафест» — экологичное пространство, погруженное в состояние ремонта, которое стало одновременно символом здания фабрики-кухни и метафорой обновления и регенерации.
г. Самара,
набережная реки Волга
фото:
Андрей Болховецкий,
Евгений Шаров
194 м2
2021
Link.bureau /
Демина Екатерина,
Насыбуллина Рената
описание от авторов проекта:
Павильон представил самарский филиал Третьяковской галереи на ежегодном фестивале «Волгафест». Главной задачей было на несколько дней превратить выделенный под строительство участок набережной в оживленный уголок, оазис, в котором могли, не мешая друг другу, разыгрываться одновременно несколько сценариев взаимодействия посетителей и искусства. Павильон при этом не должен был оставить после себя следов на выделенном участке, что предполагало особый подход к выбору конструктивной структуры и строительных материалов.
В скором будущем самарский филиал Третьяковки должен был переехать в бывшее здание конструктивистской фабрики-кухни. Летом 2021 года оно, окруженное строительными лесами, планомерно возвращалось к жизни. Собранный из лесов временный павильон галереи для фестиваля «Волгафест» — это пространство, погруженное в состояние ремонта, которое стало одновременно символом здания фабрики-кухни и метафорой обновления и регенерации.
Модульность строительных лесов позволила организовать гибкую структуру. Павильон — это не здание с определенной функцией, а пластичное пространство, которое заполняется посетителями, адаптируясь под их нужды. Этим обеспечивается жизнестойкость объекта.
Запроектированные функции (информационный стенд, выставочное пространство, лекторий, зона мастер-классов) являлись не рамками, ограничивающими сценарии использования пространства, а отправными точками, стимулирующими к взаимодействию с ним.
На протяжении фестиваля павильон преобразовывался при активном участии волонтеров и гостей. К примеру, дерево — смысловой центр павильона — ожило и зазеленело в ходе мастер-класса по кинетическому искусству, а помост, организованный вокруг него, стал детской площадкой. Зона мастер-классов превратилась в импровизированную выставку, а сцена лектория вечером трансформировалась в музыкальный клуб.
Важной частью концепции является экологичность и вторичное использование материалов. Так, в качестве основного строительного материала были выбраны строительные леса, взятые в аренду. Благодаря этому решению, не пришлось закупать материал и утилизировать его после демонтажа. Кроме того, удалось минимизировать воздействие на окружающую среду и сохранить участок строительства в первоначальном виде. Строительная сетка, разделявшая различные функциональные блоки, впоследствии была использована на нужды музея. Пуфы для лектория были сделаны из строительных мешков, набитых одеждой, собранной на переработку. После демонтажа павильона она была передана обратно в благотворительный центр. Кресло лектора предоставили во временное пользование друзья архитекторов.