Дом MANOR, или «Дом с ушками» в Москве

Пример удачного приспособления небольшого доходного дома начала XX века под современный клубный дом на 7 квартир. По словам архитекторов, они восстановили первоначальный облик здания снаружи и пофантазировали, каким мог бы быть интерьер того времени, опираясь на историю дома и стили начала XX века. В итоге получилось современное и комфортное решение с отсылкой на сдержанное ар деко.

расположение:

Москва, улица Садово-Сухаревская, 10/12

фото:
Ольга Алексеенко (экстерьеры)
Полина Полудкина (интерьеры)

общая площадь:

1365 м2

общая площадь квартир:
628 м2

авторы проекта:
UTRO

Марина Ярмаркина, Лейла Мифтахова, Алена Зайцева при участии Анастасии Поповой и Ксении Раковской

производитель:
Бюро светодизайна «Культура света»

разработка проекта архитектурного освещения фасадов

Информация от архитекторов:

Здание было построено в 1908 году Михаилом Каверинским по заказу дворянки Татьяны Унковской в духе романтического модерна, с отголосками готики: два фальшфронтона, благодаря которому здание получило обаятельное название «Дом с ушками», — как раз оттуда. По легенде, «ушки» и треугольное витражное окно на главном фасаде складывались в «М» и «А», начальные буквы детей Унковской.

По замыслу архитектора на каждом этаже доходного дома размещалось по две квартиры с кухней, печью и уборной. Для всех квартир был задан единый принцип планировки: главным пространством являлась гостиная-столовая, из которой двери вели во все остальные комнаты. 

Доходный дом до реконструкции, арх. М. Каверинский
Доходный дом до реконструкции, арх. М. Каверинский

Здание не является объектом наследия, поэтому мы не были ограничены предметами охраны. Однако у нас была принципиальная позиция: максимально сохранить то, что можно, и восстановить утерянное. Как и было задумано изначально, здание осталось жилым домом, но на первом и в цокольном этажах появились коммерческие помещения. 

Информацию по истории дома, планировки участка и квартир мы запрашивали в Центральном государственном архиве. Судя по состоянию дома, он претерпел много изменений. На момент начала работ процент износа, зафиксированный в продажных документах, составлял 73%.   

Виды экстерьера дома до и после реконструкции
Виды экстерьера дома до и после реконструкции
Историческую раскладку витражей подъезда восстановили в новых материалах. Что касается окон жилых помещений, то решено было сделать их современными, с большим остеклением. Оригинальных расшивок переплетов не сохранилось, а те, что остались, были разными, как и ширины окон. В подъездных окнах историческую раскладку повторили деревянными шпросами на современных стеклопакетах, обрамленных дубовым профилем.
Историческую раскладку витражей подъезда восстановили в новых материалах. Что касается окон жилых помещений, то решено было сделать их современными, с большим остеклением. Оригинальных расшивок переплетов не сохранилось, а те, что остались, были разными, как и ширины окон. В подъездных окнах историческую раскладку повторили деревянными шпросами на современных стеклопакетах, обрамленных дубовым профилем.
Виды на обновленный фасад
Виды на обновленный фасад
Подбор материалов для фасада. Цветовая гамма обновленного дома опирается на исторические материалы: красный кирпич и черный цоколь, в дополнение к которым появился зеленый цвет простенков и клюквенный оттенок обрамления окон.
Подбор материалов для фасада. Цветовая гамма обновленного дома опирается на исторические материалы: красный кирпич и черный цоколь, в дополнение к которым появился зеленый цвет простенков и клюквенный оттенок обрамления окон.

По проекту планировалось очистить весь фасад дома от поздней штукатурки до исторического кирпича, сделать красивые швы и покрыть все здание защитными составами. Однако уже в ходе работ выяснилось, что штукатурку можно снять не везде — так плотно она въелась в кирпич. Так на кирпичном фасаде появились вставки из штукатурки.

Существующая плитка на цоколе здания под слоями масляной краски оказалась в очень плохом состоянии, к тому же понижение уровня земли на 40 см обнажило цоколь без отделки. В итоге старую плитку демонтировали и положили новую такого же размера.

Северный фасад первого этажа также покрыли керамической плиткой. Это ранее не существовавший элемент — в качестве вдохновения для расшивки мы взяли форму укладки паркета, который сохранился в одной из квартир. Концепцией была заложена отделка этой части фасада глазурованной плиткой зеленого цвета, однако вовремя не нашли нужную морозостойкую модификацию и нарезали керамогранит.

Фальшфронт на главном фасаде тоже был покрыт неснимаемой штукатуркой. Несмотря на это, сделать его в кирпиче было принципиальным решением. Поэтому демонтируемые фрагменты были заменены на кладку из кирпича схожего периода, который нашли в Санкт-Петербурге. В местах сильного повреждения стены делали вычинку кирпича с последующей заменой на идентичный кирпич. Там, где были небольшие повреждения кирпича — сколы уголков, — делали докомпановку специальными составами. Благодаря кропотливой работе генподрядчика и поддержке заказчика удалось максимально сохранить историческую кирпичную кладку.

Все квартиры снабжены системами кондиционирования, внешние блоки которых повесили на аппендикс восточного фасада. Поверх смонтировали декоративный навесной фасад из просечно-вытяжного листа. Раньше в этом выступе здания была лестница черного хода, куда выходили технические помещения, кухни и кладовые. После того, как здание стало коммунальным, от лестницы избавились и сделали в нише ванные комнаты.  

Придомовое пространство до реконструкции
Придомовое пространство до реконструкции
Благоустроенный садик
Благоустроенный садик
Зона со скамьей со стороны Садового кольца
Зона со скамьей со стороны Садового кольца

Дом смотрит торцом на Садовое кольцо и сильно «просел» в подросшем культурном слое. Анализ окружения показал, что территория вокруг дома повысилась в среднем на 40 см. Из-за этого изменились пропорции дома, снизилась высота входной двери. Было решено снять наслоения до первоначальной отметки, в том числе освободить старые деревья.  В результате у дома появился живописный тенистый садик, а со стороны Садового кольца — подпорная стенка и зона со скамьей. Также удалось восстановить часть ранее существовавших приямков. 

В архиве не нашлось информации о подлинном виде главной входной двери. Мы действовали по аналогии со стилем того времени и в качестве основы использовали дизайн дверей, которые нашли в интерьере.

 

Восстановленные перила. Во время монтажа обнаружили черенок опоры начала перил — и стало понятно, что первая ступень была с полукружием.
Восстановленные перила. Во время монтажа обнаружили черенок опоры начала перил — и стало понятно, что первая ступень была с полукружием.
Вид на пассажирский лифт. Понадобилось разрабатывать отдельные технические чертежи для каждой секции, так как все стены оказались разной ширины. Это случилось из-за первоначально не параллельной формы подъезда в плане: когда новый лифт как ось прорезал все этажи, стенки нарезались не одинаково.
Вид на пассажирский лифт. Понадобилось разрабатывать отдельные технические чертежи для каждой секции, так как все стены оказались разной ширины. Это случилось из-за первоначально не параллельной формы подъезда в плане: когда новый лифт как ось прорезал все этажи, стенки нарезались не одинаково.
Почтовые ящики, ручки, двери и даже отбивка плинтуса стальным профилем сделаны по индивидуальным проектам.
Почтовые ящики, ручки, двери и даже отбивка плинтуса стальным профилем сделаны по индивидуальным проектам.
Потолок подъезда — тоже полностью новый элемент: ромбовидный рисунок появился в качестве решения по декорированию чердачной лестницы. Одна из секций потолка откидывается и выдвигается стремянка на чердак.
Потолок подъезда — тоже полностью новый элемент: ромбовидный рисунок появился в качестве решения по декорированию чердачной лестницы. Одна из секций потолка откидывается и выдвигается стремянка на чердак.

Главным же вмешательством в историческую архитектуру здания сдало появление пассажирского лифта. Отделка стен лифтовой шахты — самый яркий и, пожалуй, самый сложный элемент интерьера. Конструкция накладных элементов лифта — это полосы латуни, вживленные в МДФ, в промежутки между которыми наклеены полосы сатинированных зеркал.  

Полностью изменилась и планировка дома. На 2,3 и 4 этажах расположились жилые квартиры, а весь первый этаж заняли коммерческие функции с отдельными входами с улицы. Из подъезда можно попасть в цокольный этаж по новой, до этого не существовавшей лестнице. Левая часть цокольного этажа относится к коммерции, а в правой располагаются технические помещения инженерных коммуникаций и небольшие камеры хранения для жильцов.

Для усиления конструкции здания было решено заменить межэтажные перекрытия. Также установили новые подкровельные конструкции и заменили кровлю на фальцевую с окнами верхнего света.

Концепция интерьера также предполагала восстановление метлахской плитки на лестничных площадках и характерных деревянных накладок ограждения главной лестницы. При дальнейшем проектировании потребовалось перезалить площадки для усиления здания, а восстановление деревянных пластин оказалось слишком трудоемким и дорогим. Так в интерьере появились полы терраццо и латунные ограждения. При этом исторические деревянные перила все же удалось сохранить: их очистили от пяти слоев краски, докомпановали отсутствующие элементы и закрепили на сохранившейся металлической пластине. Так что сейчас перила имеют тот вид, который, как мы считаем, был в самом начале.

читать на тему: