Дом MANOR, или «Дом с ушками» в Москве
Пример удачного приспособления небольшого доходного дома начала XX века под современный клубный дом на 7 квартир. По словам архитекторов, они восстановили первоначальный облик здания снаружи и пофантазировали, каким мог бы быть интерьер того времени, опираясь на историю дома и стили начала XX века. В итоге получилось современное и комфортное решение с отсылкой на сдержанное ар деко.
Москва, улица Садово-Сухаревская, 10/12
фото:
Ольга Алексеенко (экстерьеры)
Полина Полудкина (интерьеры)
1365 м2
общая площадь квартир:
628 м2
UTRO
Марина Ярмаркина, Лейла Мифтахова, Алена Зайцева при участии Анастасии Поповой и Ксении Раковской
Бюро светодизайна «Культура света»
разработка проекта архитектурного освещения фасадов
Информация от архитекторов:
Здание было построено в 1908 году Михаилом Каверинским по заказу дворянки Татьяны Унковской в духе романтического модерна, с отголосками готики: два фальшфронтона, благодаря которому здание получило обаятельное название «Дом с ушками», — как раз оттуда. По легенде, «ушки» и треугольное витражное окно на главном фасаде складывались в «М» и «А», начальные буквы детей Унковской.
По замыслу архитектора на каждом этаже доходного дома размещалось по две квартиры с кухней, печью и уборной. Для всех квартир был задан единый принцип планировки: главным пространством являлась гостиная-столовая, из которой двери вели во все остальные комнаты.
Здание не является объектом наследия, поэтому мы не были ограничены предметами охраны. Однако у нас была принципиальная позиция: максимально сохранить то, что можно, и восстановить утерянное. Как и было задумано изначально, здание осталось жилым домом, но на первом и в цокольном этажах появились коммерческие помещения.
Информацию по истории дома, планировки участка и квартир мы запрашивали в Центральном государственном архиве. Судя по состоянию дома, он претерпел много изменений. На момент начала работ процент износа, зафиксированный в продажных документах, составлял 73%.
По проекту планировалось очистить весь фасад дома от поздней штукатурки до исторического кирпича, сделать красивые швы и покрыть все здание защитными составами. Однако уже в ходе работ выяснилось, что штукатурку можно снять не везде — так плотно она въелась в кирпич. Так на кирпичном фасаде появились вставки из штукатурки.
Существующая плитка на цоколе здания под слоями масляной краски оказалась в очень плохом состоянии, к тому же понижение уровня земли на 40 см обнажило цоколь без отделки. В итоге старую плитку демонтировали и положили новую такого же размера.
Северный фасад первого этажа также покрыли керамической плиткой. Это ранее не существовавший элемент — в качестве вдохновения для расшивки мы взяли форму укладки паркета, который сохранился в одной из квартир. Концепцией была заложена отделка этой части фасада глазурованной плиткой зеленого цвета, однако вовремя не нашли нужную морозостойкую модификацию и нарезали керамогранит.
Фальшфронт на главном фасаде тоже был покрыт неснимаемой штукатуркой. Несмотря на это, сделать его в кирпиче было принципиальным решением. Поэтому демонтируемые фрагменты были заменены на кладку из кирпича схожего периода, который нашли в Санкт-Петербурге. В местах сильного повреждения стены делали вычинку кирпича с последующей заменой на идентичный кирпич. Там, где были небольшие повреждения кирпича — сколы уголков, — делали докомпановку специальными составами. Благодаря кропотливой работе генподрядчика и поддержке заказчика удалось максимально сохранить историческую кирпичную кладку.
Все квартиры снабжены системами кондиционирования, внешние блоки которых повесили на аппендикс восточного фасада. Поверх смонтировали декоративный навесной фасад из просечно-вытяжного листа. Раньше в этом выступе здания была лестница черного хода, куда выходили технические помещения, кухни и кладовые. После того, как здание стало коммунальным, от лестницы избавились и сделали в нише ванные комнаты.
Дом смотрит торцом на Садовое кольцо и сильно «просел» в подросшем культурном слое. Анализ окружения показал, что территория вокруг дома повысилась в среднем на 40 см. Из-за этого изменились пропорции дома, снизилась высота входной двери. Было решено снять наслоения до первоначальной отметки, в том числе освободить старые деревья. В результате у дома появился живописный тенистый садик, а со стороны Садового кольца — подпорная стенка и зона со скамьей. Также удалось восстановить часть ранее существовавших приямков.
В архиве не нашлось информации о подлинном виде главной входной двери. Мы действовали по аналогии со стилем того времени и в качестве основы использовали дизайн дверей, которые нашли в интерьере.
Главным же вмешательством в историческую архитектуру здания сдало появление пассажирского лифта. Отделка стен лифтовой шахты — самый яркий и, пожалуй, самый сложный элемент интерьера. Конструкция накладных элементов лифта — это полосы латуни, вживленные в МДФ, в промежутки между которыми наклеены полосы сатинированных зеркал.
Полностью изменилась и планировка дома. На 2,3 и 4 этажах расположились жилые квартиры, а весь первый этаж заняли коммерческие функции с отдельными входами с улицы. Из подъезда можно попасть в цокольный этаж по новой, до этого не существовавшей лестнице. Левая часть цокольного этажа относится к коммерции, а в правой располагаются технические помещения инженерных коммуникаций и небольшие камеры хранения для жильцов.
Для усиления конструкции здания было решено заменить межэтажные перекрытия. Также установили новые подкровельные конструкции и заменили кровлю на фальцевую с окнами верхнего света.
Концепция интерьера также предполагала восстановление метлахской плитки на лестничных площадках и характерных деревянных накладок ограждения главной лестницы. При дальнейшем проектировании потребовалось перезалить площадки для усиления здания, а восстановление деревянных пластин оказалось слишком трудоемким и дорогим. Так в интерьере появились полы терраццо и латунные ограждения. При этом исторические деревянные перила все же удалось сохранить: их очистили от пяти слоев краски, докомпановали отсутствующие элементы и закрепили на сохранившейся металлической пластине. Так что сейчас перила имеют тот вид, который, как мы считаем, был в самом начале.