Мастер-план развития части набережной озера Нижний Кабан в Казани

Начавшись как студенческое упражнение по корректировке фасадов домов вдоль набережной озера, проект, за который взялась Наринэ Тютчева и ее +Ре-школа», ожидаемо перерос в полноценное исследование территории, местных национальных укладов и ценностей — и, как следствие, в набор предложений по каждому участку: от регламентов застройки и строительных режимов до функционального зонирования и управленческой модели.

расположение:

Казань, территория, ограниченная набережной озера Нижний Кабан, ул. Шигабутдина Марджани, ул. Нурсултана Назарбаева, ул. Габдуллы Тукая, ул. Фатыха Карима

проектирование:

2020

эксперты:
Наталия Фишман-Бекмамбетова, Фарида Забирова, Ильсияр Тухватуллина, Дарья Толовёнкова, Марья Леонтьева, Энже Дусаева, Олег Маклаков, Жанна Белицкая, Тимур Кадыров, Роберт Гарипов, Ляйсан Мишарина, Сергей Сорокин, Яна Нагель, Павел Медведев, Алмаз Валиуллин, Сергей Мурзов, Дарья Куракова, Лиля Валеева, Ирина Карпова, Мария Латыпова, Светлана Тафурова

общая площадь:

34 га

команда студентов:
Ксения Королева, Саида Зиатдинова, Мария Сорокина, Инна Маркитан, Марат Мухаметшин, Ильсина Хафизова, Софья Медведева, Дина Юмагулова, Настя Белинская, Камиля Маннапова, Анастасия Павлова, Альфина Ахмер, Тимур Абдрахманов, Фатих Шакиров, Даша Шеверда, Ольга Потеева, Иван Резвяков, Полина Мишаго, Екатерина Пестрякова, Рустем Мингалеев

авторы проекта:

«Ре-школа» / Наринэ Тютчева, Анастасия Тер-Саакова, Марьям Бучулаева, Полина Иванова, Ольга Кувшинская, Ксения Воронина

Решения для фасадов и общественных пространств тоже не забыли, однако получившийся документ — это именно мастер-план, в том виде, в каком его трактует сама Наринэ Тютчева: «Это инструмент диагностики и мониторинга, выявления проблем — и предложения инструментов для их решения. В большей степени это исследовательский, а не законодательный инструмент — именно поэтому к нему так много вопросов».

По сути Наринэ Тютчева и АБ «Рождественка» изобрели и теперь постоянно совершенствуют на разных кейсах собственную методику мастер-планирования, отличную от многих прочих (подробно мы изучали этот вопрос в ПР100). «Большинство считает, что мастер-план — это красивая картинка о том, как мы благоустроим очередной бульвар, — говорит Наринэ. — Но если в выводах мастер-плана будет выявлена необходимость благоустройства бульвара, то, во-первых, в нем будет обоснование, почему именно этот бульвар и почему в этих границах, и во-вторых — почему только бульвар без застройки: как правило, сам по себе он не работает. Интеграция выводов социально-экономического анализа в пространственный контекст — это и есть самое интересное в мастер-плане».

Согласно методике АБ «Рождественка», первый этап мастер-планирования — это исследование и сбор данных по определенной системе. Далее идет подбор аналитического инструмента, с помощью которого нащупывается и формулируется определенная проблема. И следующий этап — предложение решений, которое в разных случаях выглядит по-разному. Иногда это дорожная карта, иногда — предложение по регламентам, а иногда — основа для открытой геоинформационной системы.

В данном случае задача выросла из развития истории с озерами Кабан, набережные которых в Казани активно благоустраивают. Рассматриваемая территория со стороны Старо-татарской слободы, с одной стороны, очень знаковая для города, а с другой — фронт вдоль воды сформировался очень неоднородным. И когда Наринэ пришла в Казань со своей «Ре-школой» — и колоссальным опытом системных исследований — ей предложили заняться упорядочиванием и корректировкой внешнего вида застройки. «Но мы же не можем остановиться на фасадах, — объясняет Наринэ. — Фасад — это уже наше выражение лица, результат наших эмоций. А количество морщин — результат прожитой жизни. Поэтому мы решили проанализировать эмоции и прожитую жизнь — так и сложился наш мастер-план».

По ее словам, в этой работе команда исследователей «ушла в лирику», увлекшись изучением национальных укладов: в Старо-Татарской слободе вскрылся свой культурологический контекст, в остальной части вдоль набережной, которую условно назвали «плетнями», — свой. Тем не менее, глубина аналитического подхода и работа с исторической морфологией и парцелляцией была все той же, и на выходе каждый участок получил «учетную карточку», в которой показано, в чем его ценность, какова история расположенных на нем объектов, каков потенциал развития — можно ли здесь что-то пристроить, надстроить, перестроить или же только реставрировать и регенерировать.

В результате работа, проделанная преимущественно студентами всего за месяц, получила самую высокую оценку экспертов, была представлена на совета Президента республики по градостроительству и приобрела официальный статус. Проекты для некоторых участков уже разрабатываются — об этом в следующих материалах.

читать на тему: