Мастер-план развития территории Музея-усадьбы «Архангельское»

За последние десятилетия один из самых красивых дворцовых комплексов Подмосковья Музей-усадьба «Архангельское» пришел в упадок. Люди чаще приходили сюда как в обычный парк, а не в музей. В рамках подготовки к 100-летнему юбилею музейной деятельности усадьбы и по заказу попечительского совета бюро Wowhaus разработало комплексный мастер-план развития территории, рассчитанный до 2025 года.

расположение:

Московская область, пос. Архангельское

фото:
Дмитрий Чебаненко

опубликовано в журнале:
ПР95

проектирование:

2016-2018

реализация:
2020

общая площадь территории в рамках мастер-плана:

615,8 га

площадь входной группы:
286,8 м2

площадь Парка Императорской аллеи:
33,47 га

площадь Ботанической Оранжереи:
765,8 м2

площадь лабиринта:
2000 м2

площадь лектория:
190 м2

авторы проекта:
Wowhaus

Авторский коллектив: Олег Шапиро, Дмитрий Ликин (руководители бюро), Анастасия Измакова, Федор Наумов, Елена Резепина (входная группа), Игорь Яковлев, Владимир Беляков, Екатерина Спорыхина, Арина Каверина (мастер-план), Владимир Беляков, Игорь Яковлев, Жанна Галут, Антон Севастьянов, Ани Туманян (парк Императорской аллеи), Галина Серебрякова, Полина Арендарчук, Анна Бычкова (ресторан в домике Герцена), Татьяна Старченко; Мария Романова, Дарья Дордина, Янина Смагина, София Жукова, Василиса Шишко, Саша Плотникова (оранжереи), Диана Загика (озеленение)

Задачей архитекторов было создать комфортные условия, которые привлекут посетителей в усадьбу, но одновременно не допустить ее перегруженности. Недалеко от Архангельского строятся два больших района и планируется метро, очевидно, что нагрузка на парк возрастет. Поэтому важно было заранее продумать территорию так, чтобы потоки людей распределялись по ней равномерно. В течении двух лет шла исследовательская и проектная работа, в результате которой появился комплексная стратегия развития территорий с описанием сценариев их использования, включая особо охраняемую природную зону.

Все новые павильоны выполнены с соблюдением единого дизайн-кода и призваны дополнять, но не перегружать существующий архитектурно-ландшафтный ансамбль. Основные принципы дизайн-кода: симметричность, светопроницаемость, пропорциональность. Фасады новых сооружений должны быть ритмичными, колористические решения — сдержанными.

Схема активизации территории
Схема активизации территории
Схема парков
Схема парков

Потребность в новой входной группе возникла из-за увеличения числа посетителей. «В советское время и после билеты продавались во временных сооружениях, эстетически и функционально не отвечающим потребностям музея. Было важно найти адекватное месту объемно-пространственное и стилистическое решение, которое бы гармонировало с исходным ансамблем, но при этом не создавало иллюзию исторической постройки», — говорят архитекторы.

Входная группа соразмерна старым павильонам и при этом связана и с ландшафтом, открывая вид на аллею парка, прежде закрытый временными кассами, и с исторической архитектурой усадьбы, ее легкими открытыми галереями-переходами. Здание делится на две части: в правой галерее расположился навес над турникетами, билетно-кассовый зал, визит-центр и помещение охраны, а левая объединяет навес, общественный туалет и примыкает к существующей автобусной остановке.

Особый охранный статус Музея-усадьбы накладывает множество ограничений. В частности, на территории объекта культурного наследия нельзя возводить капитальные постройки. Поэтому кафе расположилось в уже существовавшем историческом здании домика Герцена. Внутри домика оборудованы кухня и кафе, а рядом расположилась белоснежная летняя терраса, сделанная в лучших традициях русской дачи: с легкой плетеной мебелью и опорами, напоминающими посудные шкафы-витрины — непременный атрибут респектабельной столовой.

Летняя веранда кафе напоминает традиционные террасы дач
Летняя веранда кафе напоминает традиционные террасы дач
Домик Герцена стал кафе
Домик Герцена стал кафе

Одной из главных проблем парка усадьбы была давно не использующаяся старинная Императорская аллея, совершенно заброшенная и забытая. Чтобы вернуть интерес к этой части парка — а это почти треть территории всей усадьбы, — вдоль маршрута было построено большое количество объектов малой архитектуры, в том числе летняя читальня-«диспуториум» с деревянными лавками-ступенями, частично отделанными нержавеющей сталью; лекторий с деревянными скамьями, где можно проводить небольшие встречи или устраивать передышку во время экскурсионного маршрута, сухой пруд с качелями и видовым мостиком.

Одной из остановок на маршруте вдоль Императорской аллеи стал арт-объект — ландшафтный лабиринт из древесных стволов, обрамленный пандусом со смотровой площадкой и зеркальными стелами, которые, одной стороны, необычно отражают парк, а с другой — привлекают поклонников селфи. Как и все другие объекты на маршруте, лабиринт исключительно деликатно интегрирован в существующий ландшафт, практически сливаясь с ним, чему не в последнюю очередь способствует материал — тонированная древесина.

Амфитеатр у Колоннады — площадка для проведения концертов и рекреационная площадка для посетителей
Амфитеатр у Колоннады — площадка для проведения концертов и рекреационная площадка для посетителей
Диспуториум — открытая площадка для проведения образовательных мероприятий
Диспуториум — открытая площадка для проведения образовательных мероприятий
Ландшафтный лабиринт — арт-объект в северной части Императорской аллеи
Ландшафтный лабиринт — арт-объект в северной части Императорской аллеи

Много лет с перерывами усадьба в Архангельском была площадкой масштабного фестиваля «Усадьба. Jazz», но при этом здесь не было ни одной открытой летней сцены. Новый амфитеатр, пусть и не способный вместить весь фестиваль, но прекрасно подходящий под формат камерных концертов, лекций и мероприятий, появился напротив усыпальницы Юсуповых и очень деликатно перекликается с ее знаменитой полукруглой колоннадой.

Борис Пастернак, эксперт по архитектуре и градостроительному наследию, консультировавший архитекторов, сформулировал подход к работе с усадьбой следующим образом: «Следует говорить о сомасштабности человеку и соподчиненности историческому культурному ландшафту. Нужны минимально необходимые, комфортные, современные нейтральные объекты, глядя на которые можно было бы сказать, что они давно здесь стоят, просто мы раньше на них не обращали внимание». И от готовых объектов складывается именно такое впечатление.

Реализация мастер-плана рассчитана до 2025 года. В ближайших планах — воссоздание исторических оранжерей, которые возьмут на себя часть новых, необходимых развивающемуся музею функций. Здесь должны разместится современные залы для временных выставок, образовательный центр и буфет.

читать на тему: