Международная школа TUMO в Москве
Спроектировать здание как iPhone? И даже не построить заново, а реконструировать и приспособить под инновационный образовательный процесс? Московский филиал международной школы, открывшийся в сентябре 2020 года, доказывает, что все возможно.
Москва, ул. Мантулинская, 7, стр. 3
фото:
Иван Ерофеев
2018-2019
реализация:
2020
1000 м2
общая площадь коммерческих помещений (2-3 этажи):
1000 м2
CNTEZ / Всеволод Петрушин, Глеб Петрушин
инженерное проектирование:
«АСКА» (руководитель Иван Поцелуев)
TUMO — бренд центров креативных индустрий для школьников, родившийся в Армении: первый центр современного дополнительного образования открылся в Ереване в 2011 году, но уже в 2016-м оказался на первом месте рейтинга инновационных школ мира, составленного французским журналом «We demain». Неудивительно, что на сегодняшний день центры TUMO, помимо нескольких городов Армении, открыты в Париже, Бейруте, на очереди Берлин, Токио, Тирана, Киев и Нур-Султан, а на родине школы — в Ереване — уже строится масштабный Центр конвергенции инженерных и прикладных наук ЕС TUMO общей площадью 25 тыс. м2, спроектированный голландцами MVRDV.
Секрет популярности TUMO (открытию школы в Париже в 2018 году способствовала сама мэр города Анн Идальго) — в инновационной образовательной модели. У каждого учащегося (общий курс длится около 2 лет) своя индивидуальная программа, разработанная в соответствии с его интересами, и на этом уникальном TUMO-пути (TUMO Path) фиксируются успехи ученика и задачи, которые ему требуется выполнить для перехода на следующий уровень. Программа, подразумевающая самостоятельные занятия, воркшопы-интенсивы и лабораторные работы, включает одно или несколько из 14 основных направлений школы, так или иначе связанных с дизайном и технологиями: анимация, разработка игр, кинопроизводство, веб-производство, музыка, литературное творчество, живопись, графический дизайн, 3D-моделирование, программирование, робототехника, анимированная графика, фотография и новые медиа. И идея в том, чтобы у каждого подростка в TUMO были все мыслимые возможности для развития этих навыков: правильное место, правильное оборудование и правильные наставники.
Так что задача перед архитекторами CNTEZ, которым предстояло превратить корпус Краснопресненского сахаро-рафинадного завода, чудом уцелевший благодаря тому, что рабочие его использовали как склад и «бытовку» (остальные корпуса снесли ради строительства нового жилого комплекса), оказалась не из легких. «Проектировать международный проект само по себе уже вызов, а представлять Москву, работать в одном ряду с зарубежными коллегами — не только большая честь, но и большая ответственность», — рассказывают авторы. Так случилось, что московские представители проекта оказались давними клиентами CNTEZ, и когда им предложили поучаствовать, архитекторы с радостью согласились. При этом заказчики умышленно не давали четкого задания, чтобы не создавать жестких рамок, так что в качестве референсов приходилось использовать только уже спроектированные филиалы TUMO в Париже, Бейруте, Ереване и пр. Хотя нет: одна четкая просьба все же была — сделать здание по принципу iPhone: минималистичным, технологичным и узнаваемым.
Современный предметный дизайн, во многом продиктованный развитием технологий, эргономикой и маркетингом, сложно себе представить в более фундаментальном искусстве и более крупных формах. Тем не менее, принцип и подход к проектированию iPhone CNTEZ попытались трансформировать в архитектуру — от создания мебели и интерьера до деталей фасада и выбора материалов. «Мы постепенно отсекали все лишнее и сводили к минимуму любые нефункциональные элементы, — объясняют архитекторы. — Мы умышленно стремились к контрасту с окружением и существующим ландшафтом, создавая самодостаточный, немного инородный объем — технологический символ своего времени, объединяющий собой что угодно и кого угодно, — прямо как iPhone в руках нарциссического бизнесмена и простого работяги». И получившаяся школа — пусть и не общеобразовательная — дает понять, что не все готовы слепо следовать стереотипам и делать психоделические раскраски снаружи и анахроничные пространства внутри.
Здесь, напротив, снаружи использовано предельно аскетичное решение: облицовка листами металла. Единственное, что нарушает цельность «литых корпусов» трехчастной композиции — лифты, пристроенные по центру главного фасада: речь шла о реконструкции, то есть габариты и конструктив здания остались теми же, и вписать шахты в существующую постройку не удалось.
Как водится, на компромиссы вынудили идти и экономические соображения: в ходе строительства скорректировалась глубина ступеней главного фасада, уменьшился радиуса угловых элементов и выбор материала — панели из шлифованного алюминия заменили на стальные с покраской.
Однако это не сильно повлияло на предполагаемый эффект. «По части технологий мы всегда стараемся использовать те материалы, от которых не зависит финальный результат, — объясняют архитекторы. — В основном мы работаем с формой, фактурой, цветом и стараемся не привязываться к конкретному материалу или изготовителю. Во-первых, это вызов самим себе (ведь гораздо проще сделать нехитрую форму или непродуманную концепцию, обшить ее каким-нибудь интересным материалом и — все, проект состоялся; но если его заменить основной материал — вся концепция полетит. Во-вторых — сроки и финансы: нередко что-то приходится менять в процессе ввиду слишком долгих сроков поставки, дороговизны и т. д.»
Что касается интерьеров TUMO, то из-за здешнего нестандартного подхода к построению образовательного процесса планировочные решения тоже далеки от общепринятых. Конечно, здесь присутствуют и обычные классы, и учительская, и даже студия звукозаписи, но, например, центральная роль отведена трибуне, на которой дети занимаются с ноутбуками и которая красной лентой, уложенной то под прямыми углами, то по спирали, пронизывает пространство первого и второго этажей.
По периметру стен трибуны окружает ожерелье красных же ниш в белом обрамлении: это своего рода «бесконечный диван» с ячейками — предмет мебели, на котором ребенок может сидеть, лежать, задрав ноги, или устроиться вместе с товарищем; это пространство настоящей свободы движения и творчества, так важной для философии TUMO.
С образовательным процессом связан и тот факт, что практически все внутренние перегородки сделаны из стекла. «Мы понимаем это так, — говорят архитекторы. — Главную роль в учебном процессе играет ученик, а все остальное сводится к минимуму: одно большое пространство для лекций и самостоятельной работы, несколько закрытых классов — и все. Учащиеся сами вольны выбирать, где и как заниматься». Именно поэтому в постановке задания на проектирование TUMO фигурировал дизайн iPhone.