
Мира центр в Суздале
К летнему сезону 2022 года в самом центре Суздаля открылся Мира центр — креативное пространство в отреставрированном здании торговой лавки XIX века.
Кремлёвская ул., 5, Суздаль, Владимирская обл
фото: Антон Горленко, Юрий Пальмин
2019-2022
реализация: 2020-2022
578м2
Gorlenko Studio
реставраторы: АО «Владимирреставрация»
световой дизайн: YarkoYarko
Проект МИРА растет и развивается в Суздале уже несколько лет, привлекая к городу все большее количество туристов и помогая вырастить свое городское сообщество, состоящее из местных жителей и московских «дачников». Сперва режиссер Андрей Попов и креативный продюсер Евгения Казарновская придумали водные прогулки «Река мира», про архитектурную составляющую мы в свое время писали. Затем появились иммерсивные спектакли «Человек мира». Логичным продолжением проекта стало появление в городе культурного центра, который расположился в историческом здании. Здесь уже начали проводить концерты и спектакли, выставки и лекции. Посетители могут и сами заняться творчеством, а еще сходить в библиотеку редких книг и купить что-нибудь в дизайнерском магазине. Проект перестройки здания разработала Gorlenko Studio.
Описание от Антона Горленко:
Здание МИРА центра – это новая штаб-квартира творческого объединения МИРА, междисциплинарной культурной институции, которая уже более 10 лет занимается переосмыслением наследия и ландшафта Суздаля через актуальные художественные практики.
Здание с неоклассической арочной лоджией было построено на главной улице Суздаля в первой трети XIX века и за свою 200-летнюю историю несколько раз перестраивалось и меняло функцию. До революции здесь располагались торговые лавки, склады и ломбард, а в 1960-х годах XX века был открыт ресторан «Погребок», романтичная поздне-модернистская фантазия на тему суздальской идентичности.
Основной задачей проекта стала деликатная адаптация классического памятника архитектуры к новой программе: городской культурный центр с концертным залом, магазином, библиотекой, студией звукозаписи и пространством для выставок. Тщательно исследуя и сохраняя различные слои истории здания, архитектура культурного центра предлагает новое видение и идеальный образец для будущего развития культурной жизни города.
План первого этажа с подчернутой симметрией и анфиладами развивает классическую тему главного фасада и переосмысляет тип пригородной ренессансной виллы: музыкальная гостиная с библиотекой в центре объема и служебные помещения по бокам. Симметрия плана становится обязательным условием также для акустики концертного зала, а продольная расстановка скамеек стирает границу между слушателями и исполнителями, сохраняя принцип творческого сообщества.
Подвал представляет принципиально другой тип пространства. Это иррациональный лабиринт со сводчатыми потолками, многочисленными сценариями движения и неожиданными перспективами, в который были тщательно интегрированы туалеты центра, выставочные залы и студия звукозаписи.
Палитра материалов проекта устанавливает четкую дидактическую иерархию оригинальных и новых частей здания. Так, натуральный камень, штукатурка и дуб указывают на исторические фрагменты, а бетон, металл и береза обозначают новые элементы. Форма деталей не воссоздает, но синтетически переосмысляет как строительные традиции XIX века, так и язык советского проекта 60-х. Ключевыми решениями для заднего фасада стали вновь раскрытые исторические двери и окна, которые соединили главную улицу с внутренним двором центра и задали тем самым новую городскую ось. Вместе с новым портиком на шести тонких стальных колоннах, прежде утилитарный, задний фасад превратился в камерный, но значимый, градостроительный жест.
Проект внутреннего двора развивает эту интенцию, обрамляя пространство событий и ритуалов творческого сообщества. Новые объекты (сцена, дом охранника, здание общественной уборной) и сад размещены по периметру двора, с учетом видов на городские артефакты и маршрутов горожан. Тон материалов и деталей этих построек намеренно снижен, чтобы подчеркнуть статус охраняемой исторической среды Суздаля.

Комментарий от светодизайнера Дарьи Новиковой, YarkoYarko:
Если в дневное время суток, благодаря наличию большого числа окон, пространство МИРА центра залито всеми оттенками естественного света, то с заходом солнца, световая партитура переходит искусственному освещению и МИРА центр становится более интровертным: преобладает локальный тёплый свет, уходит высокая интенсивность и подчёркиваются важные детали интерьера. Помимо создания атмосферы, искусственный вечерний свет играет важную навигационную функцию, определяя места как для индивидуальной работы (зона коворкинга), так и для комфортного общения посетителей друг с другом (зоны магазина и концертного зала) и экспонатами ( выставочные пространства). Центральная лестница - это одно из тех мест в пространстве , которое работает с искусственным светом полный рабочий день центра. Она интенсивно покрыта оттенком дневного холодного света, выявляет пластику формы этого архитектурного элемента и имитируя естественное освещение для посетителей, которые находятся на нижнем этаже здания.
