Мира центр в Суздале

К летнему сезону 2022 года в самом центре Суздаля открылся Мира центр — креативное пространство в отреставрированном здании торговой лавки XIX века.

расположение:

Кремлёвская ул., 5, Суздаль, Владимирская обл

фото: Антон Горленко, Юрий Пальмин

проектирование:

2019-2022

реализация: 2020-2022

площадь:

578м2

авторы проекта:

Gorlenko Studio

реставраторы: АО «Владимирреставрация»

световой дизайн: YarkoYarko

производитель:
aledo

архитектурное освещение

Проект МИРА  растет и развивается в Суздале уже несколько лет, привлекая к городу все большее количество туристов и помогая вырастить свое городское сообщество, состоящее из местных жителей и московских «дачников». Сперва режиссер Андрей Попов и креативный продюсер Евгения Казарновская придумали водные прогулки «Река мира», про архитектурную составляющую мы в свое время писали. Затем появились иммерсивные спектакли «Человек мира». Логичным продолжением проекта стало появление в городе культурного центра, который расположился в историческом здании. Здесь уже начали проводить концерты и спектакли, выставки и лекции. Посетители могут и сами заняться творчеством, а еще сходить в библиотеку редких книг и купить что-нибудь в дизайнерском магазине. Проект перестройки здания разработала Gorlenko Studio.

Описание от Антона Горленко:

Здание МИРА центра – это новая штаб-квартира творческого объединения МИРА, междисциплинарной культурной институции, которая уже более 10 лет занимается переосмыслением наследия и ландшафта Суздаля через актуальные художественные практики.

Здание с неоклассической арочной лоджией было построено на главной улице Суздаля в первой трети XIX века и за свою 200-летнюю историю несколько раз перестраивалось и меняло функцию. До революции здесь располагались торговые лавки, склады и ломбард, а в 1960-х годах XX века был открыт ресторан «Погребок», романтичная поздне-модернистская фантазия на тему суздальской идентичности.

Планировка первого этажа.
Планировка первого этажа.
Планировка подвального этажа.
Планировка подвального этажа.
Фото: Антон Горленко
Фото: Антон Горленко
Фото: Антон Горленко
Фото: Антон Горленко

Основной задачей проекта стала деликатная адаптация классического памятника архитектуры к новой программе: городской культурный центр с концертным залом, магазином, библиотекой, студией звукозаписи и пространством для выставок. Тщательно исследуя и сохраняя различные слои истории здания, архитектура культурного центра предлагает новое видение и идеальный образец для будущего развития культурной жизни города.

План первого этажа с подчернутой симметрией и анфиладами развивает классическую тему главного фасада и переосмысляет тип пригородной ренессансной виллы: музыкальная гостиная с библиотекой в центре объема и служебные помещения по бокам. Симметрия плана становится обязательным условием также для акустики концертного зала, а продольная расстановка скамеек стирает границу между слушателями и исполнителями, сохраняя принцип творческого сообщества.

Фото: Антон Горленко
Фото: Антон Горленко
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин

Подвал представляет принципиально другой тип пространства. Это иррациональный лабиринт со сводчатыми потолками, многочисленными сценариями движения и неожиданными перспективами, в который были тщательно интегрированы туалеты центра, выставочные залы и студия звукозаписи.

Палитра материалов проекта устанавливает четкую дидактическую иерархию оригинальных и новых частей здания. Так, натуральный камень, штукатурка и дуб указывают на исторические фрагменты, а бетон, металл и береза обозначают новые элементы. Форма деталей не воссоздает, но синтетически переосмысляет как строительные традиции XIX века, так и язык советского проекта 60-х. Ключевыми решениями для заднего фасада стали вновь раскрытые исторические двери и окна, которые соединили главную улицу с внутренним двором центра и задали тем самым новую городскую ось. Вместе с новым портиком на шести тонких стальных колоннах, прежде утилитарный, задний фасад превратился в камерный, но значимый, градостроительный жест.

Проект внутреннего двора развивает эту интенцию, обрамляя пространство событий и ритуалов творческого сообщества. Новые объекты (сцена, дом охранника, здание общественной уборной) и сад размещены по периметру двора, с учетом видов на городские артефакты и маршрутов горожан. Тон материалов и деталей этих построек намеренно снижен, чтобы подчеркнуть статус охраняемой исторической среды Суздаля.

Для общего освещения в многофункциональном зале были выбраны мощные, но компактные светильники aledo WOODY с широким углом свечения. Фото: Юрий Пальмин
Для общего освещения в многофункциональном зале были выбраны мощные, но компактные светильники aledo WOODY с широким углом свечения. Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Антон Горленко
Фото: Антон Горленко
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин

Комментарий от светодизайнера Дарьи Новиковой, YarkoYarko:

Если в дневное время суток, благодаря наличию большого числа окон, пространство МИРА центра залито всеми оттенками естественного света, то с заходом солнца, световая партитура переходит искусственному освещению и МИРА центр становится более интровертным: преобладает локальный тёплый свет, уходит высокая интенсивность и подчёркиваются важные детали интерьера. Помимо создания атмосферы, искусственный вечерний свет играет важную навигационную функцию, определяя места как для индивидуальной работы (зона коворкинга), так и для комфортного общения посетителей друг с другом (зоны магазина и концертного зала) и экспонатами ( выставочные пространства). Центральная лестница - это одно из тех мест в пространстве , которое работает с искусственным светом полный рабочий день центра. Она интенсивно покрыта оттенком дневного холодного света, выявляет пластику формы этого архитектурного элемента и имитируя естественное освещение для посетителей, которые находятся на нижнем этаже здания.

Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
Фото: Юрий Пальмин
В выставочном помещении для освещения экспонатов использовали компактные трековые aledo OSCAR ZOOM 30 с теплой цветовой температурой 2700 К, которая привнесла в пространство более камерную атмосферу за счет вечерних теплых акцентов. Фото: Юрий Пальмин
В выставочном помещении для освещения экспонатов использовали компактные трековые aledo OSCAR ZOOM 30 с теплой цветовой температурой 2700 К, которая привнесла в пространство более камерную атмосферу за счет вечерних теплых акцентов. Фото: Юрий Пальмин
Навигационную функцию в проходах выполняют точечные световые пятна от приборов aledo WOODY с узким углом свечения 12 градусов и цветовой температурой 3000 К. Фото: Юрий пальмин
Навигационную функцию в проходах выполняют точечные световые пятна от приборов aledo WOODY с узким углом свечения 12 градусов и цветовой температурой 3000 К. Фото: Юрий пальмин
читать на тему: