Многофункциональный апарт-комплекс «Царев сад» в Москве

Один из самых долгих, спорных и притягивавших к себе пристальное внимание проектов (здание находится все-таки прямо напротив Кремля) наконец завершен. Результат – итог конкурса, в котором победила общая концепция компании «МАО-СРЕДА», а фасадные решения приняты сразу от двух бюро: «Евгений Герасимов и партнеры» и студии Уткина. При таком раскладе здание имело все шансы превратиться во Франкенштейна из плохо прилаженных разномастных кусков, но получилось неожиданно целостным.

расположение:

Москва, Софийская наб. вл. 36/10, Софийская наб. д. 34, стр. 2 и ул. Болотная, д. 10

фото: Дмитрий Чебаненко

проектирование:

2015

реализация: 2020-2022

площадь участка:

119 069 м2
площадь застройки: 86 382 м2
общая площадь: 378 942,0 м2

авторы проекта:
Евгений Герасимов и партнеры

фасады многоэтажной части: Евгений Герасимов и партнеры/ Е. Л. Герасимов, З. В. Петрова, Е. А. Резникова, И. В. Хухка, Е. М. Осипова, М. Е. Орлова-Шейнер, А. Г. Гвоздик, И. Г. Бахорина, Д. С. Щапов, А. А. Штепа, А. А. Кузнецов, О. В. Манов, Я. Е. Серебрякова, И. В. Припоров, А. В. Сморыгин

фасады стилобатной части: Студия Уткина/ И. В. Уткин , Д. В. Николаева

генеральный проектировщик: ООО «МАО-СРЕДА» / В. А. Осипов, Д. М. Аверина (Хаустова), О. Н. Абаимова, О. В. Осипова, В. В. Осипов

Описание от авторов проекта:

Право на проектирование внешних фасадов комплекса в Москве было получено мастерской в результате победы в архитектурном конкурсе. Участок входит в состав охранной зоны ансамбля Московского Кремля. На территории квартала расположены церковь Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках и ряд других объектов культурного наследия. Фасадные решения были продиктованы уникальным местоположением здания. Наличие в окружающей застройке многочисленных памятников архитектуры, исторический контекст, панорамный вид на Кремль — всё вместе определило как основной композиционный приём здания в целом, так и выбор декоративных элементов оформления его фасадов. Комплекс из самостоятельных фасадов создан «пилообразным» профилем фасадных стен, обращённых во внутренний двор. Это отсылает к схожим архитектурным ритмам Московского Кремля.

Свою основную задачу в этом проекте авторы видели в том, чтобы сформировать естественную и разноликую городскую застройку, отдельные элементы которой обладали бы узнаваемой индивидуальностью, но визуально воспринимались как гармоничные части единого ансамбля.

Задуманную цельность образа обеспечивают выбранный материал облицовки фасадов — натуральный известняк со сложной, варьирующейся от поверхности к поверхности текстурой, — и сквозной мотив архитектурного оформления, главным источником вдохновения для которого стало зодчество допетровской эпохи. Алмазный руст, парные колонки с кубовидными базами и капителями и с характерными валиковыми перехватами, декоративные поребрики — эти и другие узнаваемые элементы убранства светских построек XVI–XVII веков органично соседствуют с вполне современными геометрическими паттернами, создавая, как любит повторять сам Евгений Герасимов, «современное прочтение московской архитектуры допетровского времени».

читать на тему: