Музей криптографии в Москве

В первом и единственном в России научно-технологическом музее о криптографии, коммуникации, математике и смежных дисциплинах представлена уникальная историческая коллекция шифровальной техники, средств передачи информации и архивных документов.

расположение:

Ботаническая ул., 25 строение 4, Москва

фото: © PLANET9

общая площадь:

1800 м2

реализация:

2021

авторы проекта:
Planet 9

Агния Стерлигова, Виктория Косарева, Анна Чулкова, Алексей Кочуркин, Виктория Курбанова
при участии Анны Титовец, Ксении Гузновой, Надежды Бабенко, Софьи Жуковой, Аси Сим, Алины Петраковой, Екатерины Александровой, Ксении Нам

cветовой дизайн: Yarko­Yarko
разработка медиа и контентной части: PITCH, MILKH, Raduga Design
написание сценарной части и разработка механизмов взаимодействия: «Студия Полдень»
реализация отдельных инсталляций: ИП Селифонов, Студия9

Музей – не только выставка прогрессивных достижений науки, но и демонстрация достижений экспозиционного дизайна: интерактивные и кинетические инсталляции, обучающие игровые экспонаты, мультимедиа, аналоговые игры и тактильные элементы — такого роскошного набора форматов подачи и погружения в контент в России пока точно нигде не встретишь.

Есть в коллекции музея и подлинные жемчужины: например, легендарную шифровальную машину «Фиалка» (М-125), изобретенную в СССР после Второй мировой войны и несколько десятилетий использовавшуюся странами Варшавского договора, в нашей стране можно увидеть только здесь, (а до 2020 года внешний вид «Фиалки» вообще держался в секрете).

Прообразом зала «пиксели» стала игра «Супер Марио» — пространство состоит из гигантских цветных «пикселей», между ними расположены игровые автоматы и скрытые предметы, которые можно обнаружить, лишь взломав пароль.
Прообразом зала «пиксели» стала игра «Супер Марио» — пространство состоит из гигантских цветных «пикселей», между ними расположены игровые автоматы и скрытые предметы, которые можно обнаружить, лишь взломав пароль.

Очень необычно выстроен музейный нарратив: посетитель стартует из настоящего XXI века, немного заглядывает в будущее — и начинает путешествие в прошлое, проходя путь от блокчейна и криптовалют до шифров многовековой давности. Итак, зона «XXI век» посвящена цифровому развитию криптографии и всем видам актуальных информационных технологий кодирования. Архитекторы экспозиции трактовали это пространство как город будущего, потому референсами стали фильм «Бегущий по лезвию» и Гонконг: неон, разнообразие цвета, световая сквозная перспектива и много стекла с рифленой тексту- рой, которое нестандартно работает с оптическим размытием предметов. Отдельно выделяется кроше ный «пиксельный» зал с игровыми ретро-автоматами — его прообразом стала игра «Супер Марио».

Центральной инсталляцией являются гигантские вращающиеся роторы «Фиалки», внутрь которых можно зайти и с помощью тренажера узнать, как шифровались сообщения при помощи данной машины.
Центральной инсталляцией являются гигантские вращающиеся роторы «Фиалки», внутрь которых можно зайти и с помощью тренажера узнать, как шифровались сообщения при помощи данной машины.

Самая крупная и объемная зона века XX состоит из двух залов под условными названиями «научная криптография» и «механическое сердце». В первом, отделанном дорогим деревом из кабинетов советской номенклатуры — 4 блока линейных форм, рассказывающих об эволюции коммуникационной техники: речь (телефон), звук (радио), текст (телеграф), изображение (телевидение). Есть отдельный блок, посвященный советским шпионам, а еще можно отправить зашифрованное сообщение с помощью телетайпа из Москвы в Вашингтон и обратно.

В зале «механическое сердце» можно поближе познакомиться с той самой «Фиалкой» и немецкой «Энигмой». Зайдя внутрь гигантских вращающихся роторов «Фиалки», можно узнать, как она шифровала сообщения. В блоке «Энигмы» — ответный тренажер. А рядом находится инсталляция «Бомба Алана Тьюринга» — воссозданная модель машины, которая первой взломала «Энигму».

Вся комната представляет собой интерактивную игру, в пространстве которой раскиданы буквы и можно прочитать зашифрованное слово через «Решетку Кардано» — исторически первую известную шифровальную решетку, трафарет, применявшийся для шифрования и дешифрования.
Вся комната представляет собой интерактивную игру, в пространстве которой раскиданы буквы и можно прочитать зашифрованное слово через «Решетку Кардано» — исторически первую известную шифровальную решетку, трафарет, применявшийся для шифрования и дешифрования.

Дальше посетитель погружается в период XV–XIX веков. Эпохи, когда машин еще не существовало и основным средством передачи информации была бумага. Поэтому инсталляции в основном аналоговые, много бумажных декораций, а главный цвет — благородный изумрудный, хорошо визуализирующий «кабинетность» того времени.

В зоне «Протокриптография» показываются истоки и сами причины зарождения криптографии. Здесь архитекторы вдохновлялись формами и рельефами археологических раскопок и прообразами античных городов. Финал зоны и смысловая кульминация экспозиции — инсталляция «знак», где знак как элемент пронизывает все пространство экспозиции: начиная от перегруженного «битового» пространства в «XXI веке» и заканчивая в зоне античности самым первым символом, который был придуман человеком для передачи информации.

Эта зона посвящена античному периоду, когда развитие науки было тесно связано с развитием письма. Здесь показываются истоки и причины зарождения криптографии, поскольку уже в древности у людей была необходимость передачи конфиденциальных сообщений на расстоянии.
Эта зона посвящена античному периоду, когда развитие науки было тесно связано с развитием письма. Здесь показываются истоки и причины зарождения криптографии, поскольку уже в древности у людей была необходимость передачи конфиденциальных сообщений на расстоянии.

Есть в музее и зона за рамками темы, посвященная истории здания, которому почти 140 лет. Первоначально в этих стенах был приют для мальчиков-сирот, а в послевоенные годы действовала Марфинская лаборатория — знаменитая «шарашка», где создавали технику секретной связи. В 1955 году ее преобразовали в НИИ автоматики, который в новом статусе продолжил разработку криптографической аппаратуры. Так что музей криптографии — это еще и корпоративный музей, и объективно — один из лучших.

В одном из блоков расположена формообразующая инсталляция «таймлайн», которая подробно описывает то, как и чем жило здание с момента основания в 1885 году.
В одном из блоков расположена формообразующая инсталляция «таймлайн», которая подробно описывает то, как и чем жило здание с момента основания в 1885 году.
Соседний блок посвящен Марфинской лаборатории, знаменитой «шарашке», где создавали технику секретной связи. В первое время здесь работали военнопленные и вывезенные из Германии немецкие специалисты. Затем к работе стали привлекать и советских заключенных — ученых-математиков и лингвистов, среди которых был писатель Александр Солженицын. Трехлетний опыт пребывания в «шарашке» лег в основу его романа «В круге первом».
Соседний блок посвящен Марфинской лаборатории, знаменитой «шарашке», где создавали технику секретной связи. В первое время здесь работали военнопленные и вывезенные из Германии немецкие специалисты. Затем к работе стали привлекать и советских заключенных — ученых-математиков и лингвистов, среди которых был писатель Александр Солженицын. Трехлетний опыт пребывания в «шарашке» лег в основу его романа «В круге первом».
читать на тему: