Музей-галерея «Заварка» в Самаре

Реставрация и приспособление двухэтажного деревянного дома в Самаре подмузей-галерею «Заварка» — тот случай, когда сам проект посвящен популяризации идеи, что нужно беречь свое прошлое. В получившемся креативном пространстве «заваривают» мысли, идеи и проекты.

расположение:

Самара, ул. Самарская, 207

опубликовано в:
ПР1/2023

реализация:

2021-2022

общая площадь:

ок. 400 м2

авторы проекта:
Архитектурное бюро Храмова

концепция креативного пространства:
Дмитрий Храмов, Армен Арутюнов, Нина Казачкова, Мария Ионова, Анастасия Кнор

дизайн интерьера: Дмитрий Храмов, Марина Кричанова, Елена Загороднева

проект реставрации:
«Вега Групп Регион» (рук. Александр Вязиков) 

научная консультация:
Андрей Бодэ (НИИТАГ)

Дом купца М. Д. Маштакова — двухэтажный деревянный особняк рубежа XIX–XX веков, расположен-ный в самом сердце Самары. Облик дома с фланкирующими башнями, авторская работа известного самарского архитектора Александра Щербачева, — один из символов деревянного зодчества Самары. Однако в ожидании реставрации памятник архитектуры простоял за глухим забором больше двух десятков лет, пока в 2021 году местное общество ВООПИиК не выиграло конкурс Президентского фонда культурных инициатив на создание в бывшем доме Маштакова музея-галереи.

Дом Маштакова до реконструкции
Дом Маштакова до реконструкции

Главная задача проекта — проявить архитектурную уникальность здания и в то же время — приспособить его под новое использование в качестве чайной и выставочно-музейного пространства. Основу музея составит коллекция архитектора и градозащитника Вагана Каркарьяна, который активно проектировал в Самаре во второй половине XX века. А выставочная и общественная деятельность «Заварки» должна активизировать деятельность сообществ, заинтересованных в развитии городской среды и городских проектов.

Вход в галерею акцентирован авторским светильником
Вход в галерею акцентирован авторским светильником
Вид на вертикальные окна во входной зоне со стороны залов первого этажа
Вид на вертикальные окна во входной зоне со стороны залов первого этажа

Сценарий развертывания пространства построен на постепенном раскрытии структуры дома, начиная со входа на первом этаже, где стена, отделяющая чайную от тамбура, взрезана двумя вертикальными окнами, которые образованы путем изъятия части вертикальных досок перегородки. В этих окнах на входе можно увидеть инфографику, гравированную в стекле, которая отображает историю, архитектуру и структурные особенности дома.

План 1-го этажа
План 1-го этажа

Чайная на первом этаже — это анфилада из трех залов, цветовые решения которых основаны на исследовании вскрытых исторических слоев окраски. Так, первые два зала выполнены в серо-холодной гамме, что атмосферно гармонирует с инсталляциями в интерьере — например, с «замороженной» стеклянной витриной, в которой заключен образ скрытой внутри «волшебной» истории Самары. Подсвеченные «теплые» артефакты проглядывают сквозь матовую поверхность через «оттаявшие» окна-пятнышки на «замороженном» стекле. Поэтическое пространственное высказывание передает идею проявления истории от бережного теплого дыхания — каждый горожанин своим неравнодушием может растопить лед забвения и сохранить уникальную историю места.

На контрасте с первыми двумя решен третий «теплый» зал с чайной стойкой, где на фоне торцевой стены из оставленных открытыми деревянных досок старой перегородки проецируются изображения исторического центра Самары. Общий золотистый колорит этого зала продолжает арт-объект — светильник в виде множества золотистых трубочек, которые волной выплескиваются и распространяются на всю чайную. Образ этой теплой волны ассоциативно связан как с чаинками, так и с от-блесками труб русского самовара — он разместился тут же, на стойке.

Трубочки неожиданным образом перекликаются и с масштабными конструкциями металлических печей, пронизывающих здание от цоколя до чердака. Печи сохранили историческую облицовку стальными листами и карнизное гипсовое обрамление под потолком, но между карнизом и металлической облицовкой вскрывается исторический слой кирпичной кладки. А открыв заслонки, посетитель может найти «сюрприз» — видеозвуковую инсталляцию, рассказывающую о самарской истории.

В виде экспонатов в интерьере чайной присутствуют также фрагменты слоев реального интерьера — кусочки обоев. Элементы оконных рам, откосов окон и входная дверь очищены как аутентичные элементы здания. Пол на первом и втором этажах выполнен из деревянных досок разной ширины, напоминая исторические половицы.

Мебель в чайной сделана по авторским эскизам. В столах использованы мотивы шатровой кровли дома. Лавки, кресла и столы изготовлены из досок и брусьев, оставшихся после реставрации, из элементов, которые требовали замены. Таким образом они продолжают жизнь в новом качестве — это важно и как возможный пример подхода к бережному использованию истории и ресурсов культурного наследия.

И даже в санузлах продолжается концептуальная экспозиция: посетитель входит в мир самарского водопровода. На стенах размещается карта-схема первого самарского водопровода и вплетенный в инсталляцию из труб умывальник в виде исторической колонки, характерной для самарских улиц старого центра.

План 2-го этажа
План 2-го этажа

В шахтах лестниц на второй этаж продолжается история вскрытия конструктивных слоев дома. Здесь посетители видят открытые балки и конструкции потолка. Тему золотистой «волны» из чайной продолжают висящие навигационные трубы-светильники, направляющие в галерею.

Центральные помещения второго этажа объединены в большое пространство конференц-зала. При этом сохранена основная планировочная структура, дверные проемы, исторические цветовые решения. Элементы перегородок, разделяющих залы, открыты, а в центральном зале вскрыт потолок, показывая подкрышное пространство с аутентичными ригельными конструкциями.

Одинаковые по форме печи расположены симметрично друг напротив друга и решены в разной тонировке. Таким образом задается тема полярности позиций (конференц-зал предполагается использовать не только как экспозиционное пространство, но и как площадку для дискуссий, обмена мнениями и обсуждения различных городских проектов). А в полу у каждой печки устраивается экспозиционная ниша для временных арт-инсталляций, которые в дальнейшем будут сопровождать проекты, давая художникам возможность проявлять дуальность видения темы выставок.

Экспозиционные технологии универсальны и рассчитаны на различные выставочные проекты. Предусмотрены двигающиеся по потолку на профилях ролловые конструкции: как ленты или исторические свитки, они будут развертываться с потолка и создавать индивидуальный фоновый контекст для каждого проекта.

Витринные инсталляции напоминают скатные крыши старого города и одновременно человеческие силуэты. Их символические окна и двери — поверхности для этикетажа и экспликаций. Так исторический дом и человек сливаются в едином объекте — как символ неотделимости нас от нашей истории, как напоминание о том, что наследию для продолжения жизни как воздух необходимы люди, которые бы его любили и ценили.

читать на тему: