Музей императорской семьи в Александровском дворце в Царском селе, 1-я очередь

Основная цель реставрационных работ — создание экспозиции, посвященной истории последнего российского императора и его семьи.

расположение:

Санкт-Петербург, г. Пушкин, Дворцовая, 2

реализация:

2021

авторы проекта:

Н. Явейн, П. Соколов, В. Парфёнов, Г. Иванов, И. Доника, Л. Кутузова, А. Скорик, Е. Фёдорова, Ж. Разумова, Я. Реут, А. Тимина, О. Блинов, О. Кузеванов, С. Морозова, Ю. Раюшкина, О. Рогачёва, А. Смирнова, Е. Сорокина, Г. Цыганкова, Ю. Комарова, И. Серебряницкая, В. Белоногова, А. Руденко, В. Иоффе, И. Ляшко, И. Берина, И. Грачёва, Н. Просветова, М. Тараканова, Т. Павлова, К. Балканова

Александровский дворец — любимый и последний дом императорской семьи: с 1904 года здание являлось постоянной резиденцией императора Николая II и именно отсюда в 1917 году царская семья отправилась в екатеринбургскую ссылку. После революции изящный дворец успел побывать детским домом имени Юных Коммунаров, позже — домом отдыха сотрудников НКВД, а по окончании войны здание передали Академии наук для хранения коллекции Всесоюзного музея Пушкина. Тогда же в результате очередной переделки интерьеров пострадало оригинальное оформление многих залов дворца. А с 1951 по 2008 год Александровский дворец занимало Военно-морское ведомство.

Проект реконструкции дворца под музей разрабатывался с 2011 года. С одной стороны, было важно бережно отреставрировать то, что сохранилось, и качественно воссоздать то, что было утрачено. С другой — оборудовать здание всем необходимым для приема посетителей: от кафе и касс до гардероба и санузлов.

Планировка -1го этажа
Планировка -1го этажа
Планировка 2го этажа
Планировка 2го этажа
Планировка 3го этажа
Планировка 3го этажа

В первую очередь были восстановлены тринадцать комнат второго этажа на половинах Николая II и его супруги Александры Федоровны: приемная, рабочий кабинет, мавританская уборная, камердинерская и парадный кабинет, свитская, спальня, Сиреневый кабинет, Палисандровая и Кленовая гостиные, а также угловая гостиная и помещения библиотек. При этом из 13 интерьеров только пять сохранили историческое декоративное убранство. Интерьеры остальных помещений воссоздавали по многочисленным архивным и документальным изображениям — семья последнего императора увлекалась фотографией. Помогли реставраторам и находки, сделанные в процессе производства работ. Например, в чашу бассейна Мавританской уборной в момент его закладки были сброшены камин и «мусор» — фрагменты керамического убранства комнат. Это позволило более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов. Под потолком обнаружились небольшие фрагменты фриза — по ним его полностью воссоздали.

Анфилада комнат
Анфилада комнат
Кленовая гостиная
Кленовая гостиная

Текстильное декоративное убранство — а стены почти всех комнат были обиты различными тканями — восстановили по образ-цам, сохранившимся в фондах ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Практически вся мебель в залах воссоздана по историческим экземплярам или аналогам из коллекции музеев Царского Села — как и ковровые покрытия. Если прежде реставрация помещений дворца носила выборочный характер, то сейчас она впервые была выполнена комплексно, с наиболее достоверным воспроизведением предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта царской семьи.

Спальня Александры Федоровны
Спальня Александры Федоровны
Парадный кабинет
Парадный кабинет
Мавританская уборная
Мавританская уборная

Что касается так необходимых современному музею гардеробов, касс, кафе и туалетов для посетителей, то они компактно разместились в цокольно-подвальном этаже, заглубленном на 60–80 см. В чердачных пространствах над боковыми флигелями спрятаны вентиляционные камеры.

Лестнично-лифтовые узлы оборудованы в ризалитах центрального объема, по обе стороны от открытой террасы с колон-надой. По аналогии со знаменитой лестницей Донато Браманте в Ватикане, новые лестницы Александровского дворца «двойной спиралью ДНК» окаймляют лифтовые шахты, позволяя потокам экскурсантов беспрепятственно двигаться в двух встречных направлениях: от входа к билетным кассам и от касс — в залы музея. Полное завершение работ в уже открывшемся и работающем музее намечено на 2023–2024 год.

читать на тему: