
Музей императорской семьи в Александровском дворце в Царском селе, 1-я очередь
Основная цель реставрационных работ — создание экспозиции, посвященной истории последнего российского императора и его семьи.
Санкт-Петербург, г. Пушкин, Дворцовая, 2
2021
Н. Явейн, П. Соколов, В. Парфёнов, Г. Иванов, И. Доника, Л. Кутузова, А. Скорик, Е. Фёдорова, Ж. Разумова, Я. Реут, А. Тимина, О. Блинов, О. Кузеванов, С. Морозова, Ю. Раюшкина, О. Рогачёва, А. Смирнова, Е. Сорокина, Г. Цыганкова, Ю. Комарова, И. Серебряницкая, В. Белоногова, А. Руденко, В. Иоффе, И. Ляшко, И. Берина, И. Грачёва, Н. Просветова, М. Тараканова, Т. Павлова, К. Балканова
Александровский дворец — любимый и последний дом императорской семьи: с 1904 года здание являлось постоянной резиденцией императора Николая II и именно отсюда в 1917 году царская семья отправилась в екатеринбургскую ссылку. После революции изящный дворец успел побывать детским домом имени Юных Коммунаров, позже — домом отдыха сотрудников НКВД, а по окончании войны здание передали Академии наук для хранения коллекции Всесоюзного музея Пушкина. Тогда же в результате очередной переделки интерьеров пострадало оригинальное оформление многих залов дворца. А с 1951 по 2008 год Александровский дворец занимало Военно-морское ведомство.
Проект реконструкции дворца под музей разрабатывался с 2011 года. С одной стороны, было важно бережно отреставрировать то, что сохранилось, и качественно воссоздать то, что было утрачено. С другой — оборудовать здание всем необходимым для приема посетителей: от кафе и касс до гардероба и санузлов.
В первую очередь были восстановлены тринадцать комнат второго этажа на половинах Николая II и его супруги Александры Федоровны: приемная, рабочий кабинет, мавританская уборная, камердинерская и парадный кабинет, свитская, спальня, Сиреневый кабинет, Палисандровая и Кленовая гостиные, а также угловая гостиная и помещения библиотек. При этом из 13 интерьеров только пять сохранили историческое декоративное убранство. Интерьеры остальных помещений воссоздавали по многочисленным архивным и документальным изображениям — семья последнего императора увлекалась фотографией. Помогли реставраторам и находки, сделанные в процессе производства работ. Например, в чашу бассейна Мавританской уборной в момент его закладки были сброшены камин и «мусор» — фрагменты керамического убранства комнат. Это позволило более полно и точно воссоздать рисунок и определить расцветку изразцов. Под потолком обнаружились небольшие фрагменты фриза — по ним его полностью воссоздали.
Текстильное декоративное убранство — а стены почти всех комнат были обиты различными тканями — восстановили по образ-цам, сохранившимся в фондах ГМЗ «Царское Село» и «Павловск». Практически вся мебель в залах воссоздана по историческим экземплярам или аналогам из коллекции музеев Царского Села — как и ковровые покрытия. Если прежде реставрация помещений дворца носила выборочный характер, то сейчас она впервые была выполнена комплексно, с наиболее достоверным воспроизведением предметного окружения и самой атмосферы жизни и быта царской семьи.
Что касается так необходимых современному музею гардеробов, касс, кафе и туалетов для посетителей, то они компактно разместились в цокольно-подвальном этаже, заглубленном на 60–80 см. В чердачных пространствах над боковыми флигелями спрятаны вентиляционные камеры.
Лестнично-лифтовые узлы оборудованы в ризалитах центрального объема, по обе стороны от открытой террасы с колон-надой. По аналогии со знаменитой лестницей Донато Браманте в Ватикане, новые лестницы Александровского дворца «двойной спиралью ДНК» окаймляют лифтовые шахты, позволяя потокам экскурсантов беспрепятственно двигаться в двух встречных направлениях: от входа к билетным кассам и от касс — в залы музея. Полное завершение работ в уже открывшемся и работающем музее намечено на 2023–2024 год.