Музей Курортной моды в Зеленоградске

Новый эстетский музей в здании бывшего советского кинотеатра 1960-х годов.

расположение:

Курортный просп., 5, Зеленоградск

фото: Денис Кичатов и Владимир Бурбицкий

текст: Марина Юшкевич

проектирование:

2021

реализация: 2022

общий метраж:

1200 м2
площадь музея: 520 м2
площадь выставочного зала: 330 м2

авторы проекта:

Арт-группа BURO/
креативный директор: Ирина Клочкова
архитектор: Дарья Басанец
строительство: Сергей Шаранов

Зеленоградск в Калининградской области в бытность свою частью Пруссии носил название Кранц, имел гордый титул Королевского курорта и вид имел хоть камерный, но самый светский. От этой атмосферы осталось не так много, но все же целые улочки в историческом центре напоминают о прошлом, неспешных променадах нарядной публики, дамах в шляпках и с парасолями и очаровании старого города. Одна из этих улиц сегодня носит название Курортный проспект. И приятно, что именно здесь, в бывшем Кранце, на уютной улице, украшенной историческими домами и старинным Курхаусом, появился Музей курортной моды, в основу которого легла личная коллекция историка моды Александра Васильева, который, к слову, очень любит Зеленоградск и проводит в нем много времени.

Расположился музей, впрочем, не в немецкой постройке, а в здании бывшего кинотеатра «Янтарь», построенном в 1967-м году по типовому модернистскому проекту, многократно повторявшемуся в небольших городках Союза: кирпичный корпус самого кинотеатра дополняет белоснежная входная группа с лихого вида овальным козырьком, нависающем смелой консолью. После строительства он смотрелся по курортному свежо и романтично, а навес придавал ему футуристичный характер, но уже в постсоветское время здание утратило этот легкий образ и обаяние: в нем разместилась спортшкола, белоснежный вход покрасили цветной масляной краской, а козырек получил дополнительные опоры, видимо «от греха подальше». В 2010-х спортивная школа закрылась, а бывший «Янтарь» превратился в бестолковый вещевой рынок с запущенным фасадом, откровенно портящим переживающий возрождение Курортный проспект.

В 2020 году строение было выкуплено частным инвестором, взявшимся перестроить его под Музей Курортной моды, который вместил бы замечательную коллекцию Александра Васильева, и пригласил для этого московскую студию BURO и архитектора Дарью Басанец. «Мы приехали осматривать объект под снос с кипой эскизов совершенно нового здания. Бывший кинотеатр был совсем плох: старые коммуникации, частично сгнивший пол и лаги, отваливающиеся куски штукатурки, искорёженные временем ступени входа, - рассказывает Дарья. – Но увидев прекрасный козырек в стиле космического футуризма 1960-х годов, мы сходу поменяли концепцию: это здание нужно было не сносить, а восстанавливать».

Входной группе вернулся белоснежный вид, так удачно перекликающийся с темой музея и курортным настроением самого городка. Силуэт овального козырька был восстановлен, хотя дополнительные опоры все же остались и смотрятся на удивление удачно: словно колоннада, неотъемлемая часть любого традиционного музея. Напротив входа встречает рецепция, где можно купить билеты и взять аудио-гид, в котором Александр Васильев лично, своим «фирменным» неспешным и кокетливым тоном рассказывает о коллекции и смене модных тенденций. Справа – сувенирная лавка, слева кафе, с чуть ироничным ретро-налетом: здесь и старомодные конусы под соки и сиропы, и чай в фарфоровой посуде советского общепита. В этой части сохранился оригинальный пол тераццо 1960-х годов – неброская, но очень настроенческая деталь.

Экспозиция разместилась в основном объеме здания, который был сперва кинотеатром, потом спортзалом. «Мы сохранили практически все, что было возможно: законсервировали существующие деревянные полы, вскрыли обветшалый потолок, обнажив металлические балки», - делится архитектор. В результате пространство раскрылось, став достаточно просторным для музея. От спортшколы на полу осталась характерная разметка, как прекрасное и тонкое напоминание о прошлом здания. Пол вообще выглядит замечательно: два слоя краски – желто-зеленый внизу и протертый голубой сверху – придают пространству с одной стороны историческую аутентичность, а с другой – такую игру цвета, которую специально и не повторишь, не придумаешь. Здесь видятся и деревянные мостки купален, и блеск солнца на воде, и многочисленные годы спортивных мероприятий, которые этот зал видел на протяжении своей долгой истории.

Основная часть коллекции размещена в стеклянных витринах по периметру и по центру зала: манекены сперва в закрытых купальных костюмах, затем все более вальяжных, в частности шелковых пижамах ар деко и постепенно в привычных нам, но все равно безудержно элегантных круизных коллекциях модных домов нашего времени. Отдельные приподнятые на подиуме витрины занимают шляпки, веера, булавки, солнечные очки – словом все то, что было необходимо на курортах за последние полтора столетия. Все нужно осматривать под неспешные истории Александра Васильева и музыкальный аккомпанемент хитов курортов XX века. А по центру висит большой экран, на котором крутятся отрывки из культовых фильмов с фрагментами о курортной моде. «Брюки превращаются… Брюки превращаются… в элегантные шорты».

Напротив расположен подиум для потенциальных показов мод: небольшой, элегантный в окружении парящих «ныряющих» манекенов в купальных костюмах. На фоне стилизованного под советскую эпоху экспозиционного дизайна всего музея (витрины, манекены, уютное бормотание аудиогида-Васильева) – это самая броская и нарядная часть. Привет из нашего динамичного настоящего: когда купальный костюм перестал быть сложным и многослойным, а отдых на море чаще включает активный спорт, чем изысканный флирт в плетенных купальных кабинках.

читать на тему: