Музей «Зоя» в Петрищево

Год 75-летия победы в Великой отечественной войне был ожидаемо богат на новые мемориальные пространства — от нашумевших и масштабных Храма вооруженных сил (непонятно что мемориализирующего) и памятника Советскому солдату подо Ржевом, воспринятого очень неоднозначно, до более компактного, но в итоге и более содержательного музея Зои Космодемьянской, спроектированного бюро A2M.

расположение:

Московская область, д. Петрищево

фото:
Михаил Лоскутов, Илья Иванов, Дмирий Чебаненко, Lorem Ipsum

реализация:

2020

заказчик:
Министерство культуры Московской области

общая площадь:

2 500 м2

площадь экспозиции:
1200 м2

авторы проекта:

Андрей Адамович, Дана Матковская, Елена Пронина, Ксения Мумятова, Анна Голикова

концепция и дизайн экспозиции, мультимедийный контент:
Lorem Ipsum

производство видео о музее:
Артур Михеев, Майк Ретуев, Анастасия Борисова, Маргарита Загоскина, в главной роли Варвара (Александра Гуляева)

У правительства Московской области возник неожиданно смелый и, как оказалось, очень правильный посыл. Во-первых, название удачно сократили до емкого «Зоя», отчего 18-летняя диверсантка будто бы приблизилась к современникам — сошла со страниц официальной хроники и превратилась в обычную деревенскую девчонку, которая ходила в школу, влюблялась, мечтала и даже чего-то боялась. А во-вторых, заказали архитектурный проект молодым архитекторам, которые сумели найти для этой, в общем-то, очень сложной эмоции проживания и переживания трагедии новую, с позволения сказать, свежую форму. Невольно напрашивается параллель с прошлогодней кино-бомбой — фильмом «Дылда», в котором 28-летний Кантемир Балагов (казалось бы, что он может об этом знать!) показал жертв войны так, как никто до него не делал. Подобрал такую оптику, что без всяких взрывов в кадре ужас произошедшего перемалывает тебя кость за костью, нервная клетка за клеткой. Архитекторы А2M тоже предложили иной взгляд на работу с памятью. Наверное, делай они не только ландшафтный парк вокруг — тоже неотъемлемую часть нарратива, — но и экспозицию внутри, тоже обошлись бы без рева самолетов. Но выставочный дизайн делала компания Lorem Ipsum, и в ее задачи входило рассказать еще и о битве под Москвой. Экспозиция получилась сложносочиненной, иммерсивной, мультимедийной и интерактивной — например, каждый может включить своего воевавшего родственника в «Бессмертный полк» на большом панорамном экране, записав короткий видеоролик и отсканировав его фотографию. Насколько все это помогает «сохранить память о войне в настоящем» — как говорится, лучше один раз увидеть.

Информация от архитекторов:

Огромное поле, окруженное небольшой одноэтажной деревенькой Петрищево, стало площадкой для нового выставочного комплекса «Зоя». Учитывая контекст места, хранящего историю Великой Отечественной войны, соседство миниатюрной деревни и многогектарного простора, мы выбрали для своей концепции идею сомасштабности. Формы и расположение деревянных домов переданы разными объемами, вписанными в архитектуру музея.

Генеральный план территории
Генеральный план территории
План музея
План музея
Разрез по фасадам
Разрез по фасадам
Аксонометрия
Аксонометрия

Двухэтажное здание включает в себя выставочное пространство, кафе, сувенирный магазин и все сопутствующие помещения. Каждый зал — это отдельный объем со своей экспозиционной функцией, и выходя из него посетитель попадает на обзорные точки, откуда открываются виды на знаковые места: так исторический ландшафт вплетен в нарратив выставки. Все объемы упорядочены колоннадой по периметру — она придает образу музея строгости, добавляет крытые пешеходные пространства и соединяет здание с прилегающей территорией.

Экспозиция от Lorem Ipsum. Реконструкция деревни Петрищево во время оккупации
Экспозиция от Lorem Ipsum. Реконструкция деревни Петрищево во время оккупации
Экспозиция от Lorem Ipsum. Зал «Классная комната». Цитата от авторов: «Обычный урок внезапно прерывается резким сигналом тревоги и ревом приближающихся бомбардировщиков — а сам учебный кабинет с помощью звуковых и световых эффектов становится школой подготовки диверсантов, которую посещала Зоя Космодемьянская осенью 1941 года»
Экспозиция от Lorem Ipsum. Зал «Классная комната». Цитата от авторов: «Обычный урок внезапно прерывается резким сигналом тревоги и ревом приближающихся бомбардировщиков — а сам учебный кабинет с помощью звуковых и световых эффектов становится школой подготовки диверсантов, которую посещала Зоя Космодемьянская осенью 1941 года»
Экспозиция от Lorem Ipsum. Мультимедийная инсталляция, посвященная Битве под Москвой
Экспозиция от Lorem Ipsum. Мультимедийная инсталляция, посвященная Битве под Москвой
Экспозиция от Lorem Ipsum. Мультимедийные технологии объединены с реальными музейными артефактами и иммерсивными декорациями
Экспозиция от Lorem Ipsum. Мультимедийные технологии объединены с реальными музейными артефактами и иммерсивными декорациями

Геометрия фасада из бетонных панелей разных текстур подчеркивает игру светотени и интерпретирует формы окружающих деревенских домов. Минималистичные интерьеры из натуральных материалов активнее проявляют контент экспозиции, пространство кафе с панорамным остеклением сформировано вокруг стилизованного под русскую печь центрального элемента.

Благоустроенную территорию вокруг главного здания опоясывает круговой пешеходный маршрут диаметром 150 метров. Он объединяет основные мемориальные объекты: памятник Зое Космодемьянской, старый музей, дом Кулика, место казни.

Все пространство комплекса — это особый способ высказывания, новая форма памяти переживаний Великой Отечественной войны. 

читать на тему: