Музей «Зоя» в Петрищево
Год 75-летия победы в Великой отечественной войне был ожидаемо богат на новые мемориальные пространства — от нашумевших и масштабных Храма вооруженных сил (непонятно что мемориализирующего) и памятника Советскому солдату подо Ржевом, воспринятого очень неоднозначно, до более компактного, но в итоге и более содержательного музея Зои Космодемьянской, спроектированного бюро A2M.
Московская область, д. Петрищево
фото:
Михаил Лоскутов, Илья Иванов, Дмирий Чебаненко, Lorem Ipsum
2020
заказчик:
Министерство культуры Московской области
2 500 м2
площадь экспозиции:
1200 м2
Андрей Адамович, Дана Матковская, Елена Пронина, Ксения Мумятова, Анна Голикова
концепция и дизайн экспозиции, мультимедийный контент:
Lorem Ipsum
производство видео о музее:
Артур Михеев, Майк Ретуев, Анастасия Борисова, Маргарита Загоскина, в главной роли Варвара (Александра Гуляева)
У правительства Московской области возник неожиданно смелый и, как оказалось, очень правильный посыл. Во-первых, название удачно сократили до емкого «Зоя», отчего 18-летняя диверсантка будто бы приблизилась к современникам — сошла со страниц официальной хроники и превратилась в обычную деревенскую девчонку, которая ходила в школу, влюблялась, мечтала и даже чего-то боялась. А во-вторых, заказали архитектурный проект молодым архитекторам, которые сумели найти для этой, в общем-то, очень сложной эмоции проживания и переживания трагедии новую, с позволения сказать, свежую форму. Невольно напрашивается параллель с прошлогодней кино-бомбой — фильмом «Дылда», в котором 28-летний Кантемир Балагов (казалось бы, что он может об этом знать!) показал жертв войны так, как никто до него не делал. Подобрал такую оптику, что без всяких взрывов в кадре ужас произошедшего перемалывает тебя кость за костью, нервная клетка за клеткой. Архитекторы А2M тоже предложили иной взгляд на работу с памятью. Наверное, делай они не только ландшафтный парк вокруг — тоже неотъемлемую часть нарратива, — но и экспозицию внутри, тоже обошлись бы без рева самолетов. Но выставочный дизайн делала компания Lorem Ipsum, и в ее задачи входило рассказать еще и о битве под Москвой. Экспозиция получилась сложносочиненной, иммерсивной, мультимедийной и интерактивной — например, каждый может включить своего воевавшего родственника в «Бессмертный полк» на большом панорамном экране, записав короткий видеоролик и отсканировав его фотографию. Насколько все это помогает «сохранить память о войне в настоящем» — как говорится, лучше один раз увидеть.
Информация от архитекторов:
Огромное поле, окруженное небольшой одноэтажной деревенькой Петрищево, стало площадкой для нового выставочного комплекса «Зоя». Учитывая контекст места, хранящего историю Великой Отечественной войны, соседство миниатюрной деревни и многогектарного простора, мы выбрали для своей концепции идею сомасштабности. Формы и расположение деревянных домов переданы разными объемами, вписанными в архитектуру музея.
Двухэтажное здание включает в себя выставочное пространство, кафе, сувенирный магазин и все сопутствующие помещения. Каждый зал — это отдельный объем со своей экспозиционной функцией, и выходя из него посетитель попадает на обзорные точки, откуда открываются виды на знаковые места: так исторический ландшафт вплетен в нарратив выставки. Все объемы упорядочены колоннадой по периметру — она придает образу музея строгости, добавляет крытые пешеходные пространства и соединяет здание с прилегающей территорией.
Геометрия фасада из бетонных панелей разных текстур подчеркивает игру светотени и интерпретирует формы окружающих деревенских домов. Минималистичные интерьеры из натуральных материалов активнее проявляют контент экспозиции, пространство кафе с панорамным остеклением сформировано вокруг стилизованного под русскую печь центрального элемента.
Благоустроенную территорию вокруг главного здания опоясывает круговой пешеходный маршрут диаметром 150 метров. Он объединяет основные мемориальные объекты: памятник Зое Космодемьянской, старый музей, дом Кулика, место казни.
Все пространство комплекса — это особый способ высказывания, новая форма памяти переживаний Великой Отечественной войны.