Начальная школа «Усадьба Трубецких»
Сочетание классики и современности — главный лейтмотив пространства жизнетворчества «Усадьба Трубецких», кампуса школы «Новый взгляд».
Москва, ул. Усачева, 1, с. 1
фото: Михаил Дереча © «МДМ-ЛАЙТ»
февраль 2021 — июль 2021
реализация:
май 2021 — август 2021
0,43 га
общая площадь: 1600 м2
вместимость: 80 детей
руководители проекта: Мария Шуклина, Александр Леонов
архитекторы: Денис Шейкин, Анна Гусарова
управленческая команда школы: Р. И. Котов, Е. П. Котова, С. В. Чураков, Е. А. Шпакова, М. В. Лебедев, О. Р. Якушина
Архитекторы должны были в кратчайший срок — за несколько месяцев — создать начальную школу, отличную от других своей образовательной и пространственной концепцией, и при этом сохранить атмосферу исторического здания усадьбы, расположенного в парке Трубецких среди вековых деревьев. Современность концепции обучения здесь складывается из многих составляющих.
Во-первых, это среда, которая работает на образование каждого ребенка: небольшие уютные классы, современное оснащение, необходимое учебное оборудование, много настольных игр и книг.
Во-вторых, это среда вокруг усадьбы: и территория школы, и парк позволяют детям расширять знания об окружающем мире, исследовать его через наблюдение за живой и неживой природой.
В-третьих, это разносторонняя палитра студий дополнительного образования: спортивное направление (занятия в физкультурном 3D-комплексе и шахматы), творческое (несколько студий изобразительного искусства, хор, гончарная мастерская, студия актерского мастерства) и научное (занимательная биология и робототехника).
В-четвертых, это собственно подход к образованию, который идет от интересов ребенка и призван раскрыть и развить его потенциал, помочь приобрести опыт самостоятельности мышления, экспериментирования и творчества. Поэтому техническое задание на проектирование и строительство было основано именно на базе образовательной концепции, а не наоборот
Исходная планировка здания — подвал и два надземных этажа — задала вертикальное функциональное зонирование, которое позволило по максимуму использовать здание с учетом нормативных ограничений. Интересным решением оказалось размещение пищеблока в подвальном этаже, установка подъемника и устройство столовой и моечной посуды на 2-м этаже. Линии раздачи по типу «шведский стол» с низкими тумбами учат детей самостоятельности.
На втором этаже разместились кабинеты дополнительного образования и специальные классы: мастерские, кабинеты музыки, психолога, логопеда и компактный зал с комплексом для 3D-физкультуры.
Среди отделочных материалов и оборудования различных производителей выбирались те, что имели одинаковые цвета по палитре RAL — это позволило избе- жать визуального шума. Работа с цветом достаточно сложная, поэтому важно было найти баланс между белым цветом, цветными поверхностями, стеклом, текстурой натурального дуба и серым цветом, введенным для гармонии На первом этаже разместились восемь учебных кабинетов и рекреация.
Так как концепция здания — «школа как третий учитель», то буквально каждый сантиметр имеет образовательный потенциал. Так, стены отделаны магнитно-маркерной пленкой —даже стеклянные перегородки можно использовать для обучения и творчества и писать на них водяными маркерами. А в рекреации есть магнитно-графитная стена и экран для просмотра кино и интерактивных обучающих видеоигр.
Благодаря стеклянным перегородкам, оставшимся от прежних офисных пространств, длинные коридоры не ощу- щаются узкими и темными, здание просматривается насквозь, а естественный свет, проходящий из окон классов с одной стороны, дополняет естественное освещение в классах по другую сторону, и наоборот — в зависимости от времени суток. Таким образом удалось сэкономить бюджет, сохранить идею воздушности, увеличить инсоляцию и освещенность и повысить энергоэффективность здания.
Вместе с пищеблоком значительную часть подвала занял гардероб с индивидуальными шкафчиками, в верхней части которых размещена съемная панель-«лего»: дети могут собрать любое изображение и тем самым персонализировать свою ячейку.