Новая жизнь исторической электростанции в Тюмени

Счастливая история реконструкции первой тюменской электростанции, ставшей частью большого современного квартала от девелопера «Брусника».

расположение:

Тюмень, ул. Госпаровская, 65

фото: Валерий Немиров

реставрация:

2015-2021

интерьер: 2022

площадь:

300 м2

авторы проекта:
Брусника

девелопер и заказчик,
реставрация здания: Сергей Вобликов
дизайн интерьера: Анастасия Цюх

Еще 7 лет назад мало бы кто залюбовался краснокирпичным зданием на Госпаровской улице в Тюмени. Это были откровенные руины, правда руины исторические – первой в Тюмени электростанции, построенной в 1893 году купцом Иваном Игнатовым. Электростанция стала настоящим нововведением, впрочем она была довольно камерной: освещала дом купца, контору пароходства, Ильинский монастырь и пристань, не претендуя на электрификацию всего города. Работала она до 1920-х годов, пока в городе не появилась новая, куда более масштабная. Здание на Госпаровской пустили под другие нужды, а после и вовсе забросили. В 1994-ом году бывшую электростанцию включили в список объектов культурного наследия, что не мешало ей разрушаться дальше: к 2015 году от нее буквально остались одни стены, без крыши и окон, с грудами строительного мусора и зарослями сорняков внутри и снаружи. В таком виде здание было выставлено на городском аукционе, где его приобрел  тюменский бизнесмен Сергей Вобликов, сегодня хорошо известный в городе своими проектами по спасению исторической застройки, которую он бережно восстанавливает и адаптирует под коммерческие проекты.

Вид здания до начала реконструкции.
Вид здания до начала реконструкции.
Начало процесса реконструкции.
Начало процесса реконструкции.

Электростанция не стала исключением, правда её восстановление осложняла окружающая территория: гаражи, промышленная зона и неиспользуемые заброшенные сооружения. «На торги я пришел один: никому этот памятник не был интересен. Здесь была большая промзона», — рассказывает Вобликов. Даже если полностью восстановить здание, то в таком месте ему сложно было найти применение.

Процесс реставрации здания электростанции длился около семи лет. За это время удалось укрепить фундамент и обустроить кровлю, сделать отсечную и вертикальную гидроизоляцию и восстановить кирпичную кладку. Архитекторы адаптировали здание под новую функцию за счёт переустройства внутреннего пространства. «Ядром» стал автономный металлический каркас, не примыкающий к наружным столетним стенам, и полностью снявший с них нагрузку. Новые черные опоры отлично вписались в интерьер  и визуально разделили пространство. На первом уровне каркаса собраны все коммуникации и помещения, не требующие естественного света. При этом периметр остался открытым и двухсветным. Наверху появился антресольный этаж.

План первого этажа.
План первого этажа.
Планировка антресольного этажа.
Планировка антресольного этажа.
Разрез здания.
Разрез здания.

Сергей Вобликов планировал разместить в отреставрированном здании первой электростанции свой офис. Но в 2019 году в игру вступила компания «Брусника», которая решила строить на этой территории крупный жилой район «Речной порт». Соседство «Брусники» и Сергея Вобликова вылилось в партнерство. Уже на этапе разработки мастер-плана архитекторы интегрировали здание электростанции в среду нового района: по завершению строительных работ перед ним планируют благоустроить общественную площадь с местами отдыха и озеленением.

В 2022-ом году работы закончились и в здании решено было разместить офис Брусники. «Наша работа с объектами культурного наследия прежде всего направлена на перепрограммирование пространства, исходя из текущих потребностей жителей. Безусловно, сохранять объекты наследия нужно, но не путем музеефикации. Архитектура — это не только эстетика, это еще и функция. Дать ей вторую жизнь, не проводя никаких изменений, нельзя, считает Василий Большаков, руководитель группы мастер-плана компании Брусника. – Следуя охранным регламентам, объект культурного наследия, можно сохранить, но при этом не вписать в пространство улицы и квартала, не интегрировать во вновь создаваемую среду. В итоге реставрация становится насмешкой над зданием, превращает его в "подлинные руины"».

При разработке дизайна интерьера команда проекта сделала акцент на сохранение открытой кирпичной кладки как на фасаде. В сочетании с большими арочными окнами такой приём усиливает эффект исторического особняка. На первом этаже расположены презентационные и переговорные зоны. Административный офис убран на антресольный этаж и организован как open space. Подняться сюда можно по винтовой лестнице. В элементах интерьера есть отсылки к территории речного порта: стену на входе украшает геометрический паттерн с портальными кранами (в оригинале они установлены на территории нового жилого района). Также в ходе реставрационных работ нашли много артефактов, например, железнодорожные рельсы известного завода и кирпичи с клеймом. Их сохранили и тоже планируют использовать в интерьере. В перспективе на территории электростанции установят здание из нескольких грузовых контейнеров, как ещё один исторический экспонат

читать на тему: