Новое пространство галереи Люмьер в Москве
Спустя 20 лет после открытия в здании ЦДХ, недавно полностью переданного Новой Третьяковке, галерея обрела собственный «дом» в двухэтажном особняке XIX века. Деятельность — а значит, и пространство новой галереи, спроектированное бюро Евгения Асса, — заточены на адресную работу с коллекционерами и любителями фотографии.
Москва, ул. Большая Полянка, 61, стр. 1
фото:
Михаил Розанов
27.02.2019 — 27.12.2019
реализация:
2020-2021
Центр фотографии им. братьев Люмьер
В подвальном этаже, где раньше стояли банковский сейфы, расположились зоны хранения и мастерские: из двухэтажного особняк превратился в полноценный трехэтажный. Первый этаж — публичный: здесь и вестибюль с гардеробом и санузлами, и лестничный холл с книжной коллекцией и магазином, и основной выставочный зал со всеми необходимыми кладовыми. Второй этаж — более приватный: на нем устроены кабинеты, зал с зоной хранения и возможностью работы с клиентами и другие рабочие помещения. Наконец, обретенная в прошлом веке мансарда приспособлена под рабочие комнаты для сотрудников, серверную и технические помещения. Кроме того, в новом здании галереи заработал образовательный клуб Lumiere Club — новый просветительский проект, который включает в себя офлайн- и онлайн курсы по истории искусства фотографии и международного арт-рынка, клуб с мероприятиями и лекциями и программу лояльности для постоянных посетителей галереи.
Богато украшенный лепниной особняк был построен в 1884 году. Сведений об архитекторе дома не сохранилось, зато слишком хорошо сохранились следы обитания его последних владельцев: в начале 1990-х годов они сделали «капитальный ремонт», заменили перекрытия и устроили мансарду, а внутри нарезали максимум «полезных площадей» для сдачи в аренду офисам различных компаний. Так что главной идеей реконструкции стало не только приспособление под текущие задачи ультрасовременной галереи, но и возвращение экстерьерам и интерьерам внятного и единообразного эстетического облика.
Так, фасад в стиле «рюс» на момент приобретения особняка галереей был покрашен в два цвета: фон желтый, а детали белые. Этот тип покраски более характерен для архитектуры ампира, нежели для русского зодчества. Поэтому архитекторы предложили однотонную окраску в белый — согласно московской, новгородской или владимиро-суздальской традиции. А так как в здании теперь располагается галерея им. братьев Люмьер, то такая монохромность, по мнению авторов, отражает связь здания с классическим черно-белым фотоискусством.
Важнейший элемент нового фасада — окна: пластиковые рамы с мелкой расстекловкой, не имеющей отношения к исторической, заменили на современные алюминиевые рамы без импостов. В оконных проемах предполагалось сделать декоративную раму с названием галереи, но от этой идеи отказались, а мраморную плитку в цокольной части, предложенную архитекторами, заменили на светло-серую.
Несколько иначе, чем задумывали авторы проекта, оформили и входную часть. Архитекторы хотели не только ее заглубить, образовав своеобразную нишу, но и оформить проем листами нержавеющей стали: это бы внесло в эклектичный образ здания черты подчеркнуто современной архитектуры. В результате, как и планировалось, нишу сделали и от козырька избавились, внеся ступени внутрь. Однако вместо стали стенки проема отделали той же светло-серой плиткой, что и цоколь, а логотип галереи не прорезали на листе нержавейки, а вырезали из него и разместили над входом в виде отдельных букв.
Впрочем, на этом различия проектных и реализованных решений практически заканчиваются — разве что чуть отличаются от рендеров оттенки напольных покрытий. В целом цветовое решение основано на эстетике классической черно-белой фотографии: от белого — через разные оттенки серого — к черному. При чем белый цвет принадлежит фасаду и внутренней поверхности наружных стен, а градации серого и черный распространяются на все остальные элементы интерьера. Например, в вестибюле, где требуется влажная уборка, — пол из темно-серой плитки. В остальных помещениях — инженерная дубовая доска разных цветов, уложенная по диагонали.
Многие элементы оборудования изготовлены индивидуально из фанеры, мореной в темно-серый, почти черный тон или, напротив, в теплый оттенок древесины. Это и поворотные створки-стенки в выставочных залах на первом и втором этажах (их устроили вдоль наружных стен, чтобы при необходимости увеличить экспозиционную площадь и исключить дневной свет из окон), и шкафная перегородка в зоне секретаря на втором этаже, и перегородка в зоне хранения фотографий: эта система хранения — чуть ли не главное пространство для собирателей фотографии, где они знакомятся с обширной коллекцией галереи. Учесть все тонкости взаимодействия с этим видом искусства — от хранения до экспонирования и освещения — архитекторам помогала директор Наталья Литвинская-Григорьева и весь коллектив галереи.
Но, пожалуй, самым эффектным образом оформлена витрина книжного магазина с лучшими мировыми тематическими изданиями (кстати, своя издательская программа есть и у галереи): она сделана в виде уходящего до самого верха «шкафа-колодца», по аналогии со дворами-колодцами. Книги аккуратно интегрированы в «багеты» полок, а сам посетитель оказывается помещенным в «рамку» шкафа из этих «багетов», что делает путь с первого на второй этаж, навстречу фотографическому искусству, еще более символичным.