Новое здание штаб-квартиры компании «Новатэк» в Москве

Найти заказчика, который ценит проекты на стыке архитектуры и искусства, как это делает компания «Новатэк», — уже счастливый случай. Однако в данной ситуации везение бюро СПИЧ можно смело возвести в тройную степень: ему довелось поработать на столь редкого заказчика дважды. Более того — получить возможность разместить вторую штаб-квартиру рядом с первой, увязать одно с другим, сказав А — сказать и Б. Другими словами, проявить преемственность и создать из обоих зданий впечатляющую композицию, которая лишний раз подтвердила состоятельность — и неподверженность моде — базовых архитектурных принципов бюро.

расположение:

Москва, Ленинский пр-т, вл. 90/2

фото:
Дмитрий Чебаненко

реализация:

2022

общая площадь участка:

2,11 га

общая площадь комплекса:
104 715,87 м2

площадь купола атриума:
2 393,01 м2

верхняя отметка высоты:
67,55 м

авторы проекта:
СПИЧ

Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин

Первый офис «Новатэк» на пересечении Ленинского проспекта и улицы Удальцова ПР публиковал в 2011 году, в номере 59, посвященном фасадам. В тот выпуск вошли сразу два объекта СПИЧ: жилой комплекс «Гранатный 6», как и «Новатэк», демонстрировал совершенное новое для того времени качество фасадных решений, причем с точки зрения как самого архитектурного замысла, так и его исполнения. В интервью, взятом для публикации, Сергей Чобан сетовал, что понятие «красивая архитектура» практически исчезло из профессионального дискурса (и с тех пор, заметим, так в него и не вернулось). «Никто не называет современные здания красивыми. Исторические — да, но не современные… Возможно, мы живем в эпоху, когда созданные за предыдущие века архитектурные слои – красивые, насыщенные хорошо прорисованными деталями – воспринимаются как незыблемая данность, и единственное, что остается нам – создавать на этом теле врéменные, и потому этически допустимые, «грибы-полипы»… Но для меня такое представление о сути нашей работы неприемлемо! Какой смысл тратить столько усилий на создание врéменной полупрозрачной массы — лишь мимолетной ряби над массивом исторического наследия? Я хочу делать здания, которые просуществуют и 20, и 40, и более лет!», — восклицал архитектор. Что же, первый «Новатэк» уже простоял больше 10 — хотя каменные панели облицовки и пришлось частично заменить. Новый же комплекс зданий смотрится примерно как версия первого 3.0: дополненная и улучшенная.

Здание первого офиса «Новатэк». Фото Юрий Пальмин
Здание первого офиса «Новатэк». Фото Юрий Пальмин
Основная задача новой штаб-квартиры – собрать под одной крышей все структурные подразделения компании, обеспечив при этом каждому из них относительную независимость. Именно из этого желания родилась композиционно-планировочная схема комплекса
Основная задача новой штаб-квартиры – собрать под одной крышей все структурные подразделения компании, обеспечив при этом каждому из них относительную независимость. Именно из этого желания родилась композиционно-планировочная схема комплекса
Перепад рельефа от Ленинского проспекта в сторону квартала составляет почти 4 метра, что позволило организовать дополнительный этаж и обыграно в проекте благоустройства территории. Маленькие овальные здания, фланкирующие участок со стороны Ленинского проспекта, – это КПП, охрана и эвакуационные выходы из подземной части. Двухуровневая парковка расположена под всем участком
Перепад рельефа от Ленинского проспекта в сторону квартала составляет почти 4 метра, что позволило организовать дополнительный этаж и обыграно в проекте благоустройства территории. Маленькие овальные здания, фланкирующие участок со стороны Ленинского проспекта, – это КПП, охрана и эвакуационные выходы из подземной части. Двухуровневая парковка расположена под всем участком

«Создание скульптуры и создание живописного полотна — две разные задачи, но в архитектуре они связаны воедино», — говорил тогда Чобан. И первый «Новатэк» в самом деле демонстрировал скульптурность фасада, доведенную рельефом камня и изгибами поперечных «поясов» до высшей степени декоративности. Однако новая штаб-квартира — это уже не одинокая скульптура: из пятиуровневого (четыре наземных этажа и один подземный) условного «стилобата», извивающегося в виде буквы «Ю», вырастают пять башен-трапеций со скругленными углами. 

План 1 этажа
План 1 этажа
План 5 этажа
План 5 этажа
План 3 этажа
План 3 этажа
Для удобства ориентирования башни названы латинскими буквами А, В, С, D и Е, начиная с самой высокой. Высота башни А – 12 этажей от кровли стилобата, включая технический этаж, В – 8, С – 6, D и Е – 4 этажа. Максимальная отметка высоты – 67.5 метров (для сравнения: высота первого здания «Новатэка» составляет 46 метров)
Для удобства ориентирования башни названы латинскими буквами А, В, С, D и Е, начиная с самой высокой. Высота башни А – 12 этажей от кровли стилобата, включая технический этаж, В – 8, С – 6, D и Е – 4 этажа. Максимальная отметка высоты – 67.5 метров (для сравнения: высота первого здания «Новатэка» составляет 46 метров)

На деле выглядит так, как если бы персонажи некоего абстрактного горельефа отделились от его плоскости, растянулись и выстроились в монументальную скульптурную композицию. Или как если бы ровно в центр первого «Новатэка» сверху погрузили нечто очень тяжелое — настолько, чтобы внутри буквы «Ю» образовался гигантский атриум, перекрытый без единой опоры, — а пояса фасадов разошлись бы тем временем от центра воздействия широкими волнами в разные стороны. Образуя те самые пять «голов» сказочного животного, которое предстает перед нами, когда все разновысотные башни видны одновременно — и вместе с ними элегантные черные модельные «шапочки», скрывающие коммуникации.

В самом высоком объеме (слева) расположены кабинеты руководства, на кровле оборудована вертолетная площадка
В самом высоком объеме (слева) расположены кабинеты руководства, на кровле оборудована вертолетная площадка
Кровля везде вымощена и может эксплуатироваться
Кровля везде вымощена и может эксплуатироваться
Все пять башен висят консолями над улицей и над атриумом. Вынос консолей достигает 10-15 метров
Все пять башен висят консолями над улицей и над атриумом. Вынос консолей достигает 10-15 метров
Площадь атриума составляет 2393 кв. м. Общая площадь светопрозрачной самонесущей кровли атриума, собранной из треугольных стеклопакетов, – более 2 тысяч кв. м. Помимо сложной начинки самих балок, в ядре каждого узла спрятаны противопожарные спринклеры. Всего конструкция сформирована из 285 типов треугольников. Фото Василий Буланов
Площадь атриума составляет 2393 кв. м. Общая площадь светопрозрачной самонесущей кровли атриума, собранной из треугольных стеклопакетов, – более 2 тысяч кв. м. Помимо сложной начинки самих балок, в ядре каждого узла спрятаны противопожарные спринклеры. Всего конструкция сформирована из 285 типов треугольников. Фото Василий Буланов

Впрочем, на этом невидимый (или все-таки видимый?) художник-скульптор-модельер не останавливается: он поворачивает оконные стекла и простенки к плоскости фасада так, чтобы они образовывали в плане зигзагообразную линию. Это как если бы весь комплекс на миг превратился в кубик Рубика, оказался поделенным по двум осям на слои, и в горизонтальной плоскости произошел бы полуповорот-полусдвиг: на четных этажах окна и простенки повернуты в одну сторону, на нечетных этажах и цокольном этаже — в другую.

В качестве основного материала облицовки применен испанский гранит
В качестве основного материала облицовки применен испанский гранит
По периметру здания между этажами проходят рустованные каменные пояса высотой 1200 мм, отвечающие рустованным вертикальным простенкам на соседнем офисном здании
По периметру здания между этажами проходят рустованные каменные пояса высотой 1200 мм, отвечающие рустованным вертикальным простенкам на соседнем офисном здании
Во всех окнах за исключением окон 1 и 2 этажей, выходящих в атриум, предусмотрена открывающаяся вертикальная створка шириной 500 мм
Во всех окнах за исключением окон 1 и 2 этажей, выходящих в атриум, предусмотрена открывающаяся вертикальная створка шириной 500 мм

Результатом всех этих странных на первый взгляд действий становится пространство, с которым чрезвычайно интересно взаимодействовать: с разных сторон и в разные моменты времени. Даже с учетом того, что событийное ядро комплекса — атриум, где планируется размещать арт-объекты, временные экспозиции и места для общения — будет закрыт для внешних посетителей. Зато они могут гулять вокруг, задирать голову, пытаться рассмотреть вертолетную площадку на самой высокой из башен, угадывать, в которых желобках каменных поясов спрятана вечерняя подсветка и, конечно, искать общие черты между двумя соседними зданиями. Нащупывать тот мостик из прошлого в настоящее (а там, глядишь, он и в будущее заведет), который, вероятно, и называется красотой.  Той самой, что несмотря на официальное отсутствие в дискурсе, будет считаться таковой и завтра, и послезавтра. Поэтому кому в этой ситуации на самом деле повезло — бюро СПИЧ или их заказчику — еще большой вопрос.

читать на тему: