
Новое здание штаб-квартиры компании «Новатэк» в Москве
Найти заказчика, который ценит проекты на стыке архитектуры и искусства, как это делает компания «Новатэк», — уже счастливый случай. Однако в данной ситуации везение бюро СПИЧ можно смело возвести в тройную степень: ему довелось поработать на столь редкого заказчика дважды. Более того — получить возможность разместить вторую штаб-квартиру рядом с первой, увязать одно с другим, сказав А — сказать и Б. Другими словами, проявить преемственность и создать из обоих зданий впечатляющую композицию, которая лишний раз подтвердила состоятельность — и неподверженность моде — базовых архитектурных принципов бюро.
Москва, Ленинский пр-т, вл. 90/2
фото:
Дмитрий Чебаненко
2022
2,11 га
общая площадь комплекса:
104 715,87 м2
площадь купола атриума:
2 393,01 м2
верхняя отметка высоты:
67,55 м
Первый офис «Новатэк» на пересечении Ленинского проспекта и улицы Удальцова ПР публиковал в 2011 году, в номере 59, посвященном фасадам. В тот выпуск вошли сразу два объекта СПИЧ: жилой комплекс «Гранатный 6», как и «Новатэк», демонстрировал совершенное новое для того времени качество фасадных решений, причем с точки зрения как самого архитектурного замысла, так и его исполнения. В интервью, взятом для публикации, Сергей Чобан сетовал, что понятие «красивая архитектура» практически исчезло из профессионального дискурса (и с тех пор, заметим, так в него и не вернулось). «Никто не называет современные здания красивыми. Исторические — да, но не современные… Возможно, мы живем в эпоху, когда созданные за предыдущие века архитектурные слои – красивые, насыщенные хорошо прорисованными деталями – воспринимаются как незыблемая данность, и единственное, что остается нам – создавать на этом теле врéменные, и потому этически допустимые, «грибы-полипы»… Но для меня такое представление о сути нашей работы неприемлемо! Какой смысл тратить столько усилий на создание врéменной полупрозрачной массы — лишь мимолетной ряби над массивом исторического наследия? Я хочу делать здания, которые просуществуют и 20, и 40, и более лет!», — восклицал архитектор. Что же, первый «Новатэк» уже простоял больше 10 — хотя каменные панели облицовки и пришлось частично заменить. Новый же комплекс зданий смотрится примерно как версия первого 3.0: дополненная и улучшенная.


«Создание скульптуры и создание живописного полотна — две разные задачи, но в архитектуре они связаны воедино», — говорил тогда Чобан. И первый «Новатэк» в самом деле демонстрировал скульптурность фасада, доведенную рельефом камня и изгибами поперечных «поясов» до высшей степени декоративности. Однако новая штаб-квартира — это уже не одинокая скульптура: из пятиуровневого (четыре наземных этажа и один подземный) условного «стилобата», извивающегося в виде буквы «Ю», вырастают пять башен-трапеций со скругленными углами.

На деле выглядит так, как если бы персонажи некоего абстрактного горельефа отделились от его плоскости, растянулись и выстроились в монументальную скульптурную композицию. Или как если бы ровно в центр первого «Новатэка» сверху погрузили нечто очень тяжелое — настолько, чтобы внутри буквы «Ю» образовался гигантский атриум, перекрытый без единой опоры, — а пояса фасадов разошлись бы тем временем от центра воздействия широкими волнами в разные стороны. Образуя те самые пять «голов» сказочного животного, которое предстает перед нами, когда все разновысотные башни видны одновременно — и вместе с ними элегантные черные модельные «шапочки», скрывающие коммуникации.


Впрочем, на этом невидимый (или все-таки видимый?) художник-скульптор-модельер не останавливается: он поворачивает оконные стекла и простенки к плоскости фасада так, чтобы они образовывали в плане зигзагообразную линию. Это как если бы весь комплекс на миг превратился в кубик Рубика, оказался поделенным по двум осям на слои, и в горизонтальной плоскости произошел бы полуповорот-полусдвиг: на четных этажах окна и простенки повернуты в одну сторону, на нечетных этажах и цокольном этаже — в другую.


Результатом всех этих странных на первый взгляд действий становится пространство, с которым чрезвычайно интересно взаимодействовать: с разных сторон и в разные моменты времени. Даже с учетом того, что событийное ядро комплекса — атриум, где планируется размещать арт-объекты, временные экспозиции и места для общения — будет закрыт для внешних посетителей. Зато они могут гулять вокруг, задирать голову, пытаться рассмотреть вертолетную площадку на самой высокой из башен, угадывать, в которых желобках каменных поясов спрятана вечерняя подсветка и, конечно, искать общие черты между двумя соседними зданиями. Нащупывать тот мостик из прошлого в настоящее (а там, глядишь, он и в будущее заведет), который, вероятно, и называется красотой. Той самой, что несмотря на официальное отсутствие в дискурсе, будет считаться таковой и завтра, и послезавтра. Поэтому кому в этой ситуации на самом деле повезло — бюро СПИЧ или их заказчику — еще большой вопрос.