Новое здание театра Галиаскара Камала в Казани

Помните, как у Пушкина? «… Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» Да и Джордж Мартин с его «Играми престолов» тоже приходит на ум: «Песнь льда и пламени» — пожалуй, один из самых лиричных образов, которые ассоциируются с новым национальным татарским театром. Он весь будто соткан из контрастов и противопоставлений: угловато-острое — обтекаемое, холодное — теплое, традиционное — современное. Интересно, был ли бы эффект таким же, если бы в консорциуме сошлись не Wowhaus с бюро Кенго Кумы, а кто-то другой? Глядя на результат, кажется, что без этой их напряженной дихотомии ничего бы не вышло. Тот случай, когда баланс может родиться только в условиях хрупкости и неустойчивости.

расположение:

Республика Татарстан, Казань, ул. Хади Такташа, 74

фото: Андрей Артис

проектирование и реализация:

2022-2025

общая площадь:

59 907 м2

Kengo Kuma and Associates:

Kengo Kuma, Justin Xu, BoBo Wu, Pavel Muradov, Yu Zhao

 

авторы орнамента на основе национальных мотивов:

народный художник Республики Татарстан Наиля Кумысникова и Джамиль Федотов

разработка декоративных элементов интерьера с национальным орнаментом:

Екатерина Ковбашина, Галина Серебрякова

генеральное планирование и благоустройство:
Анна Душанова

ландшафтный архитектор:
Юлия Рябова

руководитель менеджерской группы:
Марина Есина

менеджеры проекта:
Никита Смирнов, Анна Филичкина

генеральный проектировщик:

«Татинвестгражданпроект» / Адель Хуснутдинов, Хайдар Хасьянов, Александр Сидоров, Артур Исмагилов, Наиль Закиров, Андрей Соколов, Виталий Бантуров, Асият Кирасиров, Нурислам Гарипов, Артем Сокоров, Вера Машина, Гузель Иматдинова, Дмитрий Бородкин, Валентина Умова, Светлана Бурова, Ирина Карих, Екатерина Иванова, Мария Шишкина, Любовь Леднева, Шамиль Муллахметов, Светлана Демидова, Анастасия Никитина, Светлана Синицына, Ирина Садриева, Венера Катканова, Карина Аблиева, Марина Никифирова, Ольга Бобкова, Елена Хамматова, Антон Тетерин, Евгений Зайцев, Гульнара Афонина, Татьяна Парамонова, Алия Алексеева, Вадим Романов, Антон Радионов, Мария Маклакова, Юлия Антипина

 

авторы проекта:
Wowhaus

Олег Шапиро, Анна Ищенко, Дарья Ионова, Кристина Рыкова, Ольга Павленко, Дарья Енжиевская, Ильяс Гильманов, Анна Бажкова, Юлия Беличенко, Анастасия Боровкова, Даниил Журавлев, Аминат Ибрагимова, Елизавета Ивлева, Дарья Истомина, Наталия Карпова, Петр Мальцев, Анастасия Морозова, Маргарита Цветкова, Екатерина Яскеляйнен, Анна Бычкова, Ольга Сорокина

при участии:
Анастасии Рыжовой, Андрея Севостьянова, Марии Лепиной, Татьяны Свириной, Григория Воронина, Юлии Пушкиной, Артема Осипова, Камиллы Вильямовой

Три года как один день

Собственно, итоги союзов других бюро мы видели в финале конкурса в 2022 году, и надо сказать, что проект Wowhaus, Kengo Kuma Architects, Вернера Зобека и Германа Бакулина был тогда один из самых противоречивых. Хотя бы потому, что многие — в том числе члены жюри того конкурса — до сих пор удивляются, почему победил именно этот проект, а не явный фаворит — концепт Асифа Хана — цельный, белокаменный и незыблемый, как в свое время казанский Кремль.

Но случилось так, как случилось. И после бурного обсуждения победителя долгое время ничего не происходило. Началась СВО, а с ней — понимание, что скорее всего ничего и не произойдет.

Тем не менее, спустя почти год, в декабре 2022-го, с Wowhaus подписали контракт на проектирование. Возможно, сыграл роль замаячивший в перспективе саммит БРИКС в Казани 2024 года. Но это потом Олег Аркадьевич Шапиро начнет летать в Татарстан по три раза в неделю и фактически откроет там еще один офис Wowhaus — в 2022-м никто из архитекторов и широкой общественности даже не догадывался, что от конкурсной идеи до первого спектакля пройдет всего три года (а от начала собственно проектирования до ввода в эксплуатацию — всего два).

Визуализации из конкурсного проекта-победителя
Визуализации из конкурсного проекта-победителя

Нашла волна на камень

Во время конкурса задачи были распределены между Wowhaus и Kengo Kuma and Associates (KKAA), можно сказать, поровну. ККАА отвечали за визуальный образ здания: сквозь холодный «ледяной» фасад просвечивают теплые интерьеры (с чем его только ни сравнивали: и с опасно ощерившимися осколками, и с торосами, с наконечниками копий). Wowhaus, в свою очередь, воспользовались своим богатым опытом в проектировании театров и театральной технологии (вспомним «Практику» и «Электротеатр Станиславский») и разработали планировочные решения с учетом особенностей всех функциональных блоков и связей между ними. При этом приходилось преодолевать немалые сложности, связанные с требованием к зданию быть видовым со всех сторон. Потому что «поровну» хорошо делится только в теории — на практике должен получиться единый и безупречно работающий организм театра, открытый не только артистам, но и людям, приглашая их к взаимодействию.

Схема расположения обоих театров в городе
Схема расположения обоих театров в городе
Генеральный план
Генеральный план
Разрез
Разрез

Сансара Камала

Каким же образом фантазийное и на первый взгляд агрессивное видение Кумы удалось наполнить (согреть!) «плотью и кровью» и превратить в современный, но при этом глубоко укорененный в своей национальной традиции театр?

Тому, что здание получилось таким ледяным и холодным, есть вроде бы логичное объяснение: «Во-первых, — говорит Кенго Кума, — основополагающим принципом для нас было сохранение сущности театра Камала в пространстве и времени. Мы хотели сохранить дух оригинального театра, черпая вдохновение в его культовом треугольном силуэте. Это позволит казанцам ощутить преемственность — то, что душа театра Камала сохраняется даже в его новом облике». Очень по-буддистки, что и говорить, — особенно, когда душа и жизнь с противоположного берега, из старого театра, буквально перейдет в новое здание.

«Во-вторых, — продолжает Кума-сан, — геометрия нашего дизайна вдохновлена поразительными образованиями „ледяных цветов“, которые встречаются на озере Кабан. Эти образования меняются в зависимости от времени года, выступая в качестве зеркальной поверхности, отражающей время и природу. Наш треугольный фасад, отображающий это явление, служит мостом между архитектурой и постоянно меняющейся природной средой».

Другой вопрос, что «ледяные цветы» «растут» обычно в условиях Арктики и соленой воды океана, а не пресного озера в российской центральной полосе. Так что явление это для Казани не самое характерное — видимо, зимний вид города действительно впечатлил Кума-сана. И, как после резюмирует Олег Шапиро, «архитектор зимой и архитектор летом — это два разных архитектора». Wowhaus, например, сначала спроектировали на третьем этаже, где гримерные и учебные классы, стеклянный потолок. Но с наступлением тепла архитекторы поняли, что это лишнее даже с таким высокотехнологичным и солнцезащитным стеклом, как у них.

Благоустройство вокруг театра — продолжение проекта для набережной Кабан, реализованного по концепции китайского бюро Turenscape
Благоустройство вокруг театра — продолжение проекта для набережной Кабан, реализованного по концепции китайского бюро Turenscape

Не обошлось без откровений и с наступлением прошлой, очень снежной, казанской зимы. Стало очевидно, что из-за снеговой и ветровой нагрузки большую общественную площадь на крыше театра нужно уменьшить, от лестницы на крышу сразу при входе в театр — отказаться, то есть изменить весь фасад со стороны озера Кабан и в целом «притупить» остроту ледяных лепестков.

И тут, пожалуй, критически важным оказалось сохранение неформальных связей между японским и российским бюро несмотря на действующие жесткие санкции. Архитекторы обоих компаний совместно отрабатывали изменения фасадов: корректировали абрис кровель, уточняли расположение треугольников на фасаде, меняли козырек главного входа. Все это работало на сохранение первоначального образа здания, заложенного в конкурсной концепции, — вопреки всем возникающим внешним вмешательствам.

Сансара так сансара: нужно было отработать «карму» так, чтобы новая «телесная оболочка» души Камала не пострадала. Для этого пришлось искать стекло нужной длины (до 7 метров) и правильным образом несущие его алюминивые системы (к счастью, все обнаружилось у российских компаний). А после много усилий потратили на то, чтобы не вставлять «палки в колеса» — то есть подпорки под консоли. Но и тут все сложилось благополучно. Театр — точнее, его образ — «устоял».

Татарские орнаменты — источник вдохновения
Татарские орнаменты — источник вдохновения
Паттерны залов
Паттерны залов
Фрагмент реализованного паттерна с подсветкой
Фрагмент реализованного паттерна с подсветкой

Лед и пламень

Кроме образа фасада, KKAA придумали и его разительный контраст с интерьерами. Создавая концепции Восточного, Универсального и Большого зала (и их фойе), японские архитекторы расположили их все на одном уровне, но каждый — внутри своих стен с причудливыми орнаментами в красных оттенках, «обнимающих» эти залы вместе с прилегающими фойе опять же наподобие лепестков. «Мы воплотили в дизайне многочисленные элементы татарской культуры, — продолжает рассказ доктор Кума. — Так мы могли дать почувствовать людям, что театр действительно принадлежит им — жителям Казани. Мы надеемся, что он станет не просто местом для проведения спектаклей, но и культурной достопримечательностью, которой казанцы будут гордиться и рассматривать как отражение своей самобытности и наследия».

И тут опять начались приключения с попытками решить тройную задачу — придерживаться первоначального проекта, но при этом сохранить преемственность традиций и подобрать современные (и реализуемые!) варианты исполнения. Выяснилось, к примеру, что красный цвет с конкурсных визуализаций татарской культуре исключительно чужд. Поэтому разработать уникальные национальные орнаменты для стен-«лепестков», обрамляющих каждый из трех залов, пригласили народного художника Республики Татарстан Наилю Кумысникову.  И художница вместе с дизайнером Джамилем  Федотовым предложила превратить фойе театра в образ «сокровищ озера Кабан».

Много веков существует в Казани легенда о ханских сокровищах, покоящихся на дне озера. Исходя из особенностей залов, были разработаны эскизы орнаментов для каждой из 15 стен: 12 м высотой и до 30 метров в длину. Композиция узоров и сами узоры стен каждого зала — уникальны, ни один из них не повторяется. А в качестве материала изготовления декора  Наиля Кумысникова предложила «золотой» и «серебряный» металл, наиболее подходящий для решения и раскрытия образа «сокровищ». Архитекторы же взяли на себя задачу превратить эскизы художника в инсталляцию и, координируя всех участников процесса, вместе с технологами и Наилей Кумысниковой придумали оригинальную конструкцию — многослойные стены-панно со встроенным освещением, модульным монтажом и удобной эксплуатацией. Совместно удалось увязать сложные инженерные и конструктивные решения с концептуальным виденьем архитекторов и художника.

Все элементы из нержавеющей стали произвела местная компания из Казани. Локальные ремесленники сделали и акустические «монеты» для оформления Восточного зала, а также «паруса» на потолке. Их композиция в чем-то перекликается со стеклянными «лепестками» снаружи, и даже начинает казаться, что и сам объем театра чем-то напоминает корабль или даже ледокол. И его внутреннее «пламя» заставляет расступиться льды невежества, на месте которых расцветают цветы культуры.

Стихи и проза

Природа театра двойственна сама по себе. Под внешней оболочкой и тем представлением, что видит зритель, всегда скрывается технология, машинерия. В новом театре Камала она продумана и оснащена на самом высоком уровне. Только за «лепестками» узоров спрятано 360 контроллеров, диммирующих встроенную подсветку паттернов. «Здесь все, что можно было придумать, купить и заказать в плане оборудования, свето-, звуко- и двигателей, — рассказывает Олег Шапиро. — Поднимающиеся платформы с оркестром, лючки провала — все это есть, а один из залов — это blackbox с бесконечными возможностями для трансформации». 

Вся технологичная начинка упакована на первом этаже, включая мастерские для декораций. Оттуда же загружаются сами декорации в каждый из трех основных залов — снизу вверх, не пересекаясь с людскими потоками. 

Для актеров тоже простроены собственные маршруты: на лифтах они попадают из кулис зрительских залов сразу на третий этаж, который полностью отдан труппе (в ней планируется порядка 500 человек — в «Электротеатре Станиславского», для сравнения, всего 90). Здесь кабинеты главного режиссера и главного художника, гримерные с естественным светом (что необычно), столовая с шикарным видом, репетиционный зал и даже специальная зона, где актеры с детьми могут их оставить на время репетиций и спектаклей.

Еще одна часть помещений отдана резидентам — местным театральным студиям, в том числе любительским. Так что на третий этаж может попасть любой, кто интересуется театром.

План 1 этажа
План 1 этажа
План 2 этажа
План 2 этажа
Зоны третьего «актерского» этажа
Зоны третьего «актерского» этажа

Это вообще основа метода работы Wowhaus — создание сценариев, которые запускают жизнь в любом пространстве. Поэтому способ существования в театре каждого условного зеваки был для архитекторов критически важен. Не имеет значения, есть ли у вас билет на спектакль — турникеты располагаются непосредственно у входов в залы. Поэтому можно спокойно войти в театральный вестибюль с широкой лестницей (ее перепроектировали несколько раз — именно для того, чтоб усилить эффект открытости и проницаемости театра), съесть бутерброд в буфете, посидеть на диване у панорамных окон с видом на озеро Кабан, заглянуть в книжный магазин, подняться на крышу или в видовой ресторан с отдельным входом.

Общественное пространство театра «выплескивается» и наружу. Последняя очередь благоустройства озерных берегов протянулась своими деревянными мостами как раз к зданию театра, а летом здесь обещают устроить плавучую сцену.

И театр, порожденный, по большом счету, Казанью и ее культурой — контрастной, многослойной, многоконфессиональной (кто-то даже вспомнит легенду о затопленных сокровищах озера Кабан и скажет, что это оно поднялось со дна, взрезав ледяной покров), — неизбежно начнет трансформировать город, обогатив и городскую ткань, и городскую жизнь, и городскую культуру (будто и впрямь обретенное сокровище).

Именно так сегодня и должны работать культурные институции.

Именно они нужны городам, если мы хотим продолжать развиваться.

читать на тему: